Шумность: «дизель» против «бензина»
В замерах участвовали два абсолютно одинаковых Citroen С4 с дизельным и бензиновым агрегатами. У С4 VTi 120 c 4-ступенчатой автоматической секвентальной коробкой передач под капотом рядный 4-цилиндровый мотор мощностью 120 л. с., сравнимые показатели мощности (114 л. с.) и у рядной дизельной «четверки» С4 e-Hdi 115 с 6-ступенчатой роботизированной КП. Зато крутящий момент дизельного мотора почти в два раза больше (270 Нм против 160 Нм), причем на более низкой частоте вращения (1750 против 4250 об/мин).
Если брать во внимание исключительно визуальные отличия, то дизельную машину украшает лишь маленький шильдик «e-HDi» на корме. Под капотом виднеется тот же набор букв, ну а на лючках топливных горловин соответствующие наклейки. А еще дизельный автомобиль имеет под капотом шумоизоляцию, которой у бензинового авто нет. Но даже наличие «шумки» при запуске двигателя не мешает понять, где дизельный, а где бензиновый мотор. Правда, это только снаружи, ведь внутри все слышится и ощущается уже по-другому.
Меряем правильно
Чтобы не гадать на «топливной» гуще, а объективно оценить разницу между дизельным и бензиновым моторами, мы провели серию профессиональных замеров. Нам помогали специалисты «Государственного автотранспортного научно-исследовательского и проектного института».
Оказалось, что процедура эта вовсе не проста, ведь для проведения замеров недостаточно взять одинаковые автомобили. Для сравнимых показаний у подопытных должны быть не только схожие шины и примерно одинаковая глубина протектора, но и одинаковое давление в них, а также сравнимая снаряженная масса. Автомобили уже обули к сезону в однотипные зимние шины: на бензиновой версии установили Nokian, на дизельной BFGoodrich. Давление в шинах установили в соответствии с рекомендациями изготовителей, размещенными на табличке в торце водительской двери. Кроме того, для уравнивания масс в дизельную машину положили дополнительный чугунный балласт, ведь в ее баке топлива было значительно меньше. И уже после финальной проверки конфигурации глушителей оба C4 были отправлены на замеры. Контрольным прибором для этого выступал шумомер Bruel & Kjaer 2236, имеющий все необходимые сертификаты и допуски.
Замеры уровня шума, дБ(А) (бензин/дизель) | ||||
Скорость | 60 км/ч | 110 км/ч | Запуск двигателя | Остановка двигателя |
1 | 64,2/62 | 70,1/67,9 | 52,8/52,3 | 45,3/48 |
2 | 64,5/62,1 | 70,5/68 | 51,3/53,3 | 45,2/48,2 |
3 | 64,1/62,5 | 70,3/68,1 | 51,8/52,1 | 44,9/48,1 |
Среднее | 64,3/62,2 | 70,3/68 | 52,0/52,6 | 45,1/48,1 |
Замеры проводились на одной из пригородных дорог общего пользования – чтобы максимально соответствовать реальным условиям. При этом, правда, приходилось пропускать и минимизировать потоки встречного и попутного транспорта, ведь, как оказалось, внешние шумы тех самых грузовиков значительно выше шума самих подопытных С4. Движение со скоростью 60 км/ч имитировало городской вариант, загородный режим был на 110 км/ч, ну и, конечно же, проверялся шум в режиме запуска и остановки двигателя.
Citroen C4 | ||
Общие данные | ||
Масса снаряж./полн., кг | 1270/1755 | 1290/1825 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый | дизельный |
Расп. и к-во цил./ клапанов на цилиндр | R4/4 | R4/4 |
Объем, см куб. | 1598 | 1560 |
Мощность, кВт(л. с.)/об/мин | 88 (120)/6000 | 84 (114)/3600 |
Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 160/4250 | 270/1750 |
Трансмиссия | ||
КП | 4-ст. авт. | 6-ст. робот. |
Ходовая часть | ||
Шины | Nokian | BFGoodrich |
Эксплуатационные показатели | ||
Средний расход топлива, л/100 км | 6,9 | 3,8 |
Цена | 205 700 грн. | 205 700 грн. |
Взвешивание
Контроль
Шумомер
Шумоизоляция
Отличить бензиновый и дизельный моторы можно, просто открыв капот. У бензинового лишь голый металл, а у дизельного есть дополнительная шумоизоляция.
Не всегда громче
Аудиосистема и климат-контроль для чистоты эксперимента были выключены. Для усреднения данных проводилось три замера, и результат оказался слегка неожиданным. Как видно из таблицы, дизельный автомобиль звучит громче при запуске и остановке двигателя, а вот на скоростях 60 и 110 км/ч он работает тише бензинового. При резких ускорениях и раскручивании дизельного мотора его звучание становится назойливей и громче, но с выходом на номинальные режимы низкая частота вращения снова делает его если и ненамного тише, то хотя бы сравнимым по громкости с бензиновым агрегатом.
И если исходить их сухих цифр, то можно сказать, что братья-близнецы практически ничем не уступают друг другу. В отношении шума они однозначно разрушают миф о том, что дизельный мотор громче бензинового. Конечно, он дает о себе знать в момент запуска, но в процессе езды его звук вполне умерен, а мощность и крутящий момент вне конкуренции.
Испытания проводились специалистами «Государственного автотранспортного научно-исследовательского и проектного института».
Фото автора