Резиновый лукум Lassa

Турция – уникальная страна, сочетающая в себе европейский уровень жизни с восточными традициями. Здесь находится один из крупнейших в регионе шинных заводов – Brisa. С его конвейера сходит продукция под двумя брендами – Bridgestone и Lassa.

Турция – уникальная страна, сочетающая в себе европейский уровень жизни с восточными традициями. Здесь находится один из крупнейших в регионе шинных заводов – Brisa. С его конвейера сходит продукция под двумя брендами – Bridgestone и Lassa.

Турция – уникальная страна, сочетающая в себе европейский уровень жизни с восточными традициями. Здесь находится один из крупнейших в регионе шинных заводов – Brisa. С его конвейера сходит продукция под двумя брендами – Bridgestone и Lassa.

История турецкой шинной марки Lassa берет свое начало с 1974 года, когда на заводе в городе Измите начался выпуск покрышек, разработанных по лицензионным технологиям BF Goodrich. В 1988-м на его базе была создана компания Brisa – совместное предприятие, основанное местным бизнес-холдингом Sabanci Holding и японской корпорацией Bridgestone. В рамках этого проекта параллельно с шинами Lassa в 1990 году здесь начали выпускать модели Bridgstone (изредка Firestone). Постепенно объемы производства наращивались: если в 1990-м было изготовлено 4,8 миллиона шин, то в 2007 и 2008 годах – около 8 миллионов. В настоящее время Brisa является ведущим турецким производителем покрышек. С 1995 года завод поставляет свою продукцию на конвейеры ряда ведущих автомобильных компаний, которые имеют сборочное производство в Турции.

Современный производственный комплекс занимает площадь 350 тысяч м2. Здесь Шинный завод Brisa

Современный производственный комплекс занимает площадь 350 тысяч м2. Здесь
работают около 1800 специалистов.

Продажа продукции Brisa по брендам

«Военный» порядок

На завод Brisa вход посторонним строго воспрещен. Мало того, даже аккредитованных журналистов попросили сдать фотоаппараты и диктофоны. Производственный комп­лекс выполнен на уровне европейских аналогов: аккуратные дорожки, идеальная чистота, много зелени: просто не верится, что это промышленная зона. Еще больше удивило настоящее футбольное поле прямо между цехами: работники успевают сыграть мини-матч во время обеденного перерыва. В первую очередь нас ведут в химическую лабораторию, где квалифицированные ученые «колдуют» над новыми составами шин. Она оснащена современным оборудованием, световыми и даже электронными микроскопами, позволяющими изучать молекулярную структуру веществ. По заверению турецких производителей и украинских дилеров Lassa, одной из сильных сторон этих шин является большой ресурс. В это можно поверить, увидев, с каким размахом оборудован заводской исследовательский центр. На специальных стендах проводятся ресурсные испытания легковых и грузовых покрышек: всесторонне изучается влияние нагрузки, температуры, скорости и других параметров. Завершающий этап нашей экскурсии – собственно цех, с конвейера которого нескончаемым потоком сходят шины Lassa и Bridgestone. Здесь большинство операций автоматизированы, а труд человека традиционно используется при финальном контроле качества продукции. Наряду с турками на заводе трудится много японских специалистов. Средняя зарплата рабочего на линии составляет около 1000 долларов. В Турции считается, что компания Brisa очень лояльна к своим сотрудникам, поэтому попасть в ее штат довольно трудно и престижно.

Одна из самых высокотехнологичных моделей легковой линейки Lassa – cкоростная спортивная шина Impetus Sport.

Широкий охват

Кроме обычных (летних и зимних) легковых покрышек, выпускаются также грузовые, гоночные, вседорожные и сельскохозяйственные. Brisa активно поддерживает спортивные команды: на шинах Lassa выступал прошлогодний чемпион Румынии по ралли, а в турецком чемпионате соревнуется заводская команда Lassa (на Fiat Grande Punto). Марка Lassa уже давно стала № 1 в Турции и постепенно завоевывает внешние рынки. Важнейшими экспортными регионами являются Германия (шины Lassa аккредитованы TUV), Италия, Великобритания и Ближний Восток. Представители Brisa считают очень перспективным направлением своей экспансии страны СНГ. Ведь качество дорожного покрытия турецкой глубинки очень схоже с Украиной и Россией.

Мнение

Гекан Кучелоглудиректор по маркетингу и бизнесразвитию компании Brisa

«Потенциал завода Brisa позволяет производить до 10 миллионов шин ежегодно: таких показателей мы намерены достичь уже в ближайшие 5 лет».

Роман Базай
Фото Brisa и автора