Про электромобили в наше время говорят много – и не всегда правду. Разложим по полочкам пятерку самых популярных тезисов.
МИФ 1
Его дорого купить
Электромобили без пробега стоят заметно дороже одноклассников с ДВС: скажем, самая дешевая комплектация VW Golf обойдется в 466 000 грн.*, а Nissan Leaf – порядка 800 000 – 900 000 грн. Однако, в сегменте подержанных машин все не так: цена двух-трехлетних Golf и Leaf будет примерно на одном уровне. Вдобавок электромобили часто оснащены богаче машин с ДВС того же класса. Увы, в Украине, в отличие от других стран, нет государственной дотации на покупку нового электромобиля (10-30 % розничной цены), – а тогда расчеты для покупателя электрокара была бы более интересными.
Вывод Отчасти правда
МИФ 2
Он простой и не требует сервиса
С простотой не все так просто. Движущихся деталей в электромобиле меньше, но это не значит, что он проще. Да, у него отсутствует двигатель внутреннего сгорания, но зато есть массивная батарея на прочном каркасе, набранная из десятков связанных между собой ячеек с кабелями разного назначения, разъемами и аварийным размыкателем. Непременно должны быть такие крупные и непростые электронные блоки, как инвертер тока, бортовое зарядное устройство с преобразователем, модуль управления батареей. Плюс дополнительное оборудование – вакуумный насос усилителя тормозов с электроприводом, конвертер на 12 вольт, розетки для кабеля подзарядки, сам кабель, иногда – имитатор звука работающего мотора. Само собой, на прежнем месте подвеска, механическая трансмиссия (пусть и не требующая переключения ступеней), рулевое управление, тормоза, системы безопасности, печка, кондиционер, в некоторых случаях есть и система охлаждения с радиатором…
Все это, как и у обычного автомобиля, требует обслуживания – контроля рабочих жидкостей, износа, регулировок, замены расходников… Так что и электромобиль периодически требует как минимум плановый сервис. При стандартном ТО заменят колодки, тормозные диски, смазку в редукторе трансмиссии, втулки подвески. Диагносты сканируют память блоков управления, контролируют, добавляют и заменяют рабочие жидкости – тормозную, охлаждающую, хладагент.
Вывод Неправда
МИФ 3
Электромобиль боится морозов
Литий-ионные батареи большинства распространенных электромобилей не могут нормально работать при температуре ниже минус 10о С. Для сохранения штатных характеристик (а иногда и для работоспособности в принципе) их приходится подогревать – на месте ночевки перед поездкой, или от собственных нагревательных устройств электромобиля. Во время отдачи энергии, то есть при работе, литий-ионная батарея выделяет тепло и дополнительного обогрева не требует. Однако в морозы емкость аккумуляторов падает. Кроме того, добавляет проблем и электрический отопитель салона, отбирающий много энергии у тягового аккумулятора. В результате пробег электрокаров в зимнее время сокращается на 30-50 %, а также из-за ограничения тока заметно увеличивается время зарядки аккумулятора – нужно прибавлять к нему от получаса до нескольких часов.
Вывод Правда
МИФ 4
Его нужно заряжать часто и долго
Вывод Отчасти правда
МИФ 5
Он выгодный
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. С точки зрения ежедневного использования электромобили конечно же выгоднее машин с ДВС, поскольку затраты на «заправку» электричеством намного ниже. Но если учесть более высокую стоимость нового электрокара (см. миф №1), а также необходимость замены батареи после 5 – 8 лет службы (при ее цене в несколько тысяч долларов), то вопрос рентабельности выглядит уже не так однозначно. Экономическую целесообразность покупки электромобиля в каждом конкретном случае нужно рассчитывать индивидуально.
Вывод Отчасти правда
Наш вывод
Похоже, при всех его интересных качествах электромобиль пока далек от той практичности, которую дает обычная машина. В условиях нашей страны он все еще остается уделом энтузиастов и людей, которые хотят подчеркнуть свою неординарность.