Приоритеты – безопасность и экономия
Новые модели автомобилей традиционно привлекают внимание передовыми технологиями. Но многие из них разрабатывают и воплощают в «металле» не те, кто делает машины, а производители комплектующих. О перспективных разработках на ближайшие годы проинформировала на своем 59-м пресс-брифинге компания Bosch – один из мэтров данного направления.
Новые модели автомобилей традиционно привлекают внимание передовыми технологиями. Но многие из них разрабатывают и воплощают в «металле» не те, кто делает машины, а производители комплектующих. О перспективных разработках на ближайшие годы проинформировала на своем 59-м пресс-брифинге компания Bosch – один из мэтров данного направления.
Брифинг дал возможность осветить многие направления работы компании Bosch. Интересно, что все ее подразделения трудятся под собственными лозунгами – «создано для жизни», «удобное вождение», «безопасность для каждого» и т. п., и у каждого из них есть свои ноу-хау.
В ближайшее десятилетие водитель уже будет получать огромное количество информации, а если он не среагирует, в работу вступит автоматика. |
Эра навигации
Компания Bosch открывает новую эру в развитии автомобильных систем навигации – теперь они не только подскажут, куда ехать, но и позволят экономить топливо, меньше загрязнять атмосферу, повысят безопасность пассажиров. Не за горами то время, когда навигация станет незаменимой помощницей всех интеллектуальных систем на борту автомобиля. Так, для автоматической трансмиссии она предоставит информацию о спусках и подъемах, дорожных поворотах и их крутизне. Это позволит электронике АКП более точно подобрать передачи для работы двигателя в наиболее экономичном режиме. А если автомобиль гибридный, данные о предстоящем маршруте помогут оптимизировать алгоритм подзарядки аккумуляторных батарей. Кроме того, в память навигации будет поступать информация о расходе топлива при движении по разным маршрутам. Поэтому еще до начала поездки система подскажет самый экономичный и быстрый путь с учетом трафика в конкретный день недели и время суток.
Важнейшая задача навигации – повышение безопасности на дороге. С этой целью она будет «сотрудничать» с системой помощи водителю, которая, получив соответствующую информацию, предупредит об опасных поворотах или других участках дорог с повышенной вероятностью ДТП. Такая система пойдет в серию уже в следующем году. Она оповестит водителя об опасности как визуальными, так и звуковыми сигналами. Если реакция не последует, приводятся в действие преднатяжители ремней безопасности и повышается давление в тормозной системе.
В карты современных систем навигации внесут сведения о наличии на пути движения школ, детских садов или домов престарелых, где требуется снижать скорость. Система сообщит водителю о приближении к данному объекту, а при необходимости сможет самостоятельно принять меры. В моделях премиум- и медиум-сегментов с многофункциональными интеллектуальными фарами навигация (приблизительно с 2012 года) научится автоматически выбирать режим освещения в зависимости от дороги – город, шоссе, перекрестки, повороты и т. п.
ESP – ключ безопасности
Ответственность за безопасность автомобиля в целом сегодня возлагается на электронную программу стабилизации ESP. Представленная 14 лет назад компанией Bosch система стабилизации курсовой устойчивости способна предотвратить до 80% всех аварий, обусловленных заносом автомобиля. Уже с этого года в некоторых серийных авто информацию для работы ESP будут предоставлять не только различного рода датчики движения и ускорения автомобиля, но и радары и видеокамеры, контролирующие дистанцию. Такое взаимодействие позволит обеспечить автоматическое срабатывание тормозной системы в критической ситуации. Предполагается, что эта функция поможет избежать трех из четырех ударов в заднюю часть идущего впереди автомобиля.
Круиз-контроль, объединившись с навигацией, обзаведется режимом максимальной экономии топлива.
Инженеры Bosch также объединили возможности ESP и систем пассивной безопасности. И получилась система активно-пассивной безопасности CAPS (Combinet Active Passive Safety), в которой блоки управления ESP и airbag обмениваются информацией. Эти системы взаимодействуют, преследуя одну цель – обеспечить максимально возможную степень защиты пассажиров в любых аварийных ситуациях. Например, при срабатывании аirbag ESP получает сигнал об этом и активирует тормозную систему, чтобы исключить занос автомобиля в случае столкновения, которое, в свою очередь, может стать причиной повторного столкновения (система смягчения повторного удара, SCM). В иных ситуациях ESP вычисляет несанкционированное боковое ускорение (проще говоря, занос или снос) и передает сигнал для подготовки срабатывания боковых подушек. При этом последние вступают в действие своевременнее, поскольку отсутствует необходимость активации комплексной процедуры срабатывания от датчиков удара (система упреждения столкновения со столбом, EPCD).
Еще два помощника
Нет предела совершенству и в тормозной системе. Так, в этом году запускаются в серию две новые функции системы предварительного аварийного торможения Brake Assist – «намеренное торможение» и «автоматическое экстренное торможение». Первый режим задействуется в критической ситуации – при нажатии на педаль тормоза автоматически увеличивается давление в тормозной системе. Во втором случае автоматика определяет критическую ситуацию и самостоятельно притормаживает с усилием 30% от максимума. В итоге у водителя появляется дополнительное время на реакцию. Если он не тормозит, система самостоятельно обеспечивает максимальное замедление. Это снижает скорость в момент удара на 25–55%, а 50-процентное ее снижение уменьшает силу удара в момент столкновения на 75%.
Двигатели внутреннего сгорания – как бензиновые, так и дизельные – «спишут» не скоро – они будут в строю еще как минимум лет 20.
Будущее ДВС
В рамках борьбы за экономию энергоресурсов и снижение загрязнения окружающей среды активно продолжается работа над совершенствованием ДВС и созданием новых силовых агрегатов. При использовании существующих ныне технологий на условном килограмме веса источника энергии автомобиль с ДВС может проехать в двадцать–сорок раз большее расстояние, чем на пока еще несовершенной электротяге. Сегодня в одном килограмме бензина содержится в 50–100 раз больше энергии, чем может хранить один килограмм АКБ. ДВС продолжают совершенствовать, чтобы получить максимально высокий коэффициент полезного действия (КПД). Основной упор делается на уменьшение рабочего объема цилиндров и увеличение давления наддува воздуха в цилиндры. Эта технология позволила уже сейчас получить 1,6- и 1,4-литровые ДВС мощностью 100 кВт, что сравнимо с возможностями 2,0-литровых моторов 5-летней давности. Свою лепту в экономию топлива вносит и внедрение непосредственного впрыска топлива в цилиндры – до 15%, системы изменения фаз газораспределения с алгоритмом продувки цилиндров, механизм управления температурой двигателя на разных режимах работы. Более того, до 2015 года 100 кВт мощности будут «сниматься» уже с трехцилиндровых моторов с объемом 1,1 литра. Давление наддува в этом случае увеличится с 1,8 до 2,4 бар, т. е. в камеру сгорания будет поступать большее количество воздуха при неизменном количестве топлива, а расход последнего при этом снизится еще на 29%.
Для гибридных силовых установок инженеры Bosch создали 50-киловаттные электромоторы, которые монтируются за маховиком. |
Экономить топливо призван и высокотехнологичный генератор с контроллером, который будет использовать энергию торможения для подзарядки АКБ. Это позволит отключать отбор мощности генератором при разгоне, т. е. в самом энергоемком режиме.
К 2015 году планируется наладить серийный выпуск бензиновых двигателей HCCI, в которых однородная топливо-воздушная смесь (на определенных режимах работы) будет самовоспламеняться при повышенном давлении, как в дизеле. Эта технология позволит экономить еще 2-3% горючего.
Гибрид или электромобиль?
Но как бы ни совершенствовали ДВС, специалисты Роберт Бош ГмбХ считают, что будущее все-таки за электромобилями. А гибриды – переходный этап между авто с ДВС и электромобилем. Последние, например, на эквиваленте одного киловатт-часа могут проехать в два с половиной раза большее расстояние (6,5 км), чем автомобиль с ДВС (1,5–2,5 км), а гибрид с дизелем – 2,7 км. Хотя на практике от этого пока мало пользы, так как нет компактного и легкого источника электроэнергии, способного вырабатывать ее в необходимом автомобилю количестве.
Автомобили станут максимально экологичными только при использовании электроэнергии из возобновляемых источников.
Машины с гибридной силовой установкой делятся на два типа – с умеренной или полной гибридизацией. К первой категории относятся модели с системой «старт-стоп», которая автоматически запускает и останавливает двигатель при остановках на светофоре или в пробке. При торможении эта система работает как генератор, подзаряжая АКБ, а при разгоне кратковременно помогает ускорить автомобиль, т. е. дает возможность применения ДВС меньшего объема. Полный гибрид подразумевает наличие полноценных ДВС, электродвигателя и сложной трансмиссии. Это дает возможность ездить на короткие расстояния только на электротяге. Умеренный гибрид позволяет экономить до 15% топлива, полный – до 25%.
Батарей с большим запасом энергии пока еще нет, но существует технология увеличения дальности поездок. На электромобиль устанавливается небольшой ДВС (15–25 кВт), который при разряде АКБ приводит в действие высоковольтный генератор, подзаряжающий батареи. По сравнению с полным гибридом эта система не требует сложной «трансмиссии» и большого высокотехнологичного ДВС, поэтому она легче и значительно дешевле.
Электромобиль СП SB LiMotive |
1. Модуль зарядки |
Как же все-таки будет выглядеть электромобиль 2015 года? Его вес составит около 1000 кг, коэффициент аэродинамического сопротивления – 0,34, а 40-киловаттный электромотор разгонит его до 120 км/ч. Запас его хода – не менее 200 км, на что требуется аккумулятор емкостью 35 киловатт-часов. Вес такой АКБ – около 270 кг, стоимость – около 12000 евро, хотя при успешном развитии технологии литий-ионных батарей цена может снизиться до 8000 евро. А чтобы процесс создания совершенных аккумуляторов для автомобилей ускорился, компания Bosch создала совместное предприятие с компанией Samsung SDI – SB LiMotive, которое занимается разработкой и адаптацией литий-ионных аккумуляторов к требованиям, предъявляемым к АКБ электромобилей и гибридов. Интересно, что эти требования отличаются, так как батареи данных автомобилей работают в разных режимах, что еще больше усложняет технологическую задачу. Тем не менее на предприятии уже в 2011 году планируют начать серийное производство АКБ для гибридов, а в 2112-м – для электромобилей.
«Электронный горизонт» | |
Система «электронный горизонт», созданная на платформе автомобильной навигации и адаптивного круиз-контроля с радарами, способна анализировать обстановку на дороге, что позволит выстроить динамику разгона, выбрать самый экономичный или быстрый маршрут в соответствии с дорожными условиями. Данная система будет отражать в режиме on-line, т. е. в реальном времени, общую картину на дорогах в определенном радиусе действия. Обнаруживая с помощью видеодатчиков и радаров препятствия на дороге, распознавая их и делая геопривязку на местности, новая система сможет формировать предупреждающую информацию для всего транспортного потока. |