
Подогрев сидений: знак качества
Недавно в очередной раз убедился в справедливости выражения «к хорошему привыкаешь быстро». Покатавшись со мной на тестовых машинах с подогревом сидений (в «родной» Skoda Octavia A5 в средней комплектации такого комфорта нет), жена начала говорить о том, что неплохо бы приобрести новую машину. Но так как из-за одной опции менять автомобиль вряд ли стоит, решил оборудовать подогревом имеющиеся «седла».
Накидки с подогревом отбросил сразу, так как покупал их уже два раза, и каждая из них отходила в среднем только один зимний сезон. Поэтому решил искать вариант, интегрируемый в сиденья. Анализ того, что предлагает рынок, позволил выделить две группы подогревателей – проводные, т. е. с протянутым электрическим проводом, и углеволоконные (в виде тканевых полотен-прокладок с «зашитыми» вовнутрь нагревательными элементами). Первые, по отзывам специалистов, менее надежны, так как провода имеют свойство обрываться, переламываться, перегорать. Углеволоконные прокладки более долговечны, поэтому выбор пал на них.
Перед тем как реализовывать свою идею в жизнь, я поставил перед собой пять задач: № 1 – в машине должно быть минимум переделок, № 2 – установка не должна нарушить эстетику интерьера, № 3 – пользование подогревом сидений должно быть максимально удобным, № 4 – конструкция подогрева должна быть надежной, № 5 – должна быть обеспечена безопасность. Они и сформировали пятиугольник качества, который хорошо знаком тем, кто жил при «союзе».
№ 1. Минимум переделок
Сиденье разбирать нежелательно, так как могут возникнуть сложности со сборкой и сохранением «родного» рисунка, поэтому я решил попытаться найти мастеров, способных пошить индивидуальные чехлы под кресла конкретной модели. В ходе этого процесса в интернете увидел уже готовые чехлы под Octavia A5. Их стоимость – 1299 грн., на первый взгляд, может показаться немаленькой, но это компенсируется возможностью самостоятельной установки и исключением необходимости периодической химчистки сидений. Чтобы углеволоконные прокладки не съезжали под чехлом, их пришил к нему в нескольких точках. После этого чехлы согласно видеоинструкции в интернете надел на сиденья. Попутно с помощью поролона (нужен жесткий, с крупной структурой) в «родных» сиденьях еще и усилил поясничную поддержку, которая на третьей сотне тысяч километров уже не очень хорошо выполняла свою функцию. Но делая такой тюнинг, следует помнить, что поясничную поддержку нужно «подбирать» индивидуально, и делать это целесообразно, если на этих сиденьях 70–80% ездят одни и те же пассажиры и водитель, а ездить приходится на дальние расстояния. Именно в последнем случае из-за плохой поясничной поддержки начинает болеть спина. Хотя больше это актуально для пассажиров старше 35 лет.
№ 2. Сохранность эстетики
Сохранность эстетики зависит от того, насколько удачно интегрируют тканевые прокладки с углеволоконными нитями под родную обшивку сидений и как аккуратно установят включатели-регуляторы управления подогревателем. Как мы уже упоминали, ради меньших переделок пришлось приобрести чехлы на сиденья с индивидуальным покроем именно для данного автомобиля. Эстетически они оказались очень привлекательными: темно-серые, изготовленные как с использованием ткани, так и кожзаменителя – обычного и перфорированного в качестве вставок. В приобретенном комплекте подогревателя очень кстати оказались и аккуратные, не портящие интерьер включатели-регуляторы системы подогрева – с цветной подсветкой.
Для удобства изготовления отверстий под размещение выключателей-регуляторов в комплект подогревателей даже входит самоклеющаяся «выкройка». Она позволяет сделать точное посадочное отверстие. В результате «крутилки»-регуляторы садятся на свое место, как конвейерные. «Вырезать» отверстия в пластике можно с помощью дрели/шуруповерта с тонким сверлом или паяльником с тонким жалом.
№ 3. Максимальное удобство
Под удобством подразумевается два фактора – удобство выбираемых режимов подогрева сидений и управления подогревом. Для получения максимального удобства пользования режимами нагрева мы приобрели подогреватель с четырьмя режимами работы: 1-й – интенсивный (в течение 4 минут), 2-й – сильный, 3-й – средний, 4-й – слабый (бывают еще одно- и двухрежимные подогреватели кресел). Многорежимный – наиболее оптимальный, так как позволяет точно подобрать интенсивность подогрева в зависимости от наружной температуры и типа одежды. Что касается удобства управления, то в этом подогревателе используется включатель-регулятор поворотного типа с цветной подсветкой выбранных режимов. Многорежимность и цветная идентификация режимов «потребовали» поиск такого места размещения этих регуляторов, чтобы их было хорошо видно. Вариантов при этом нашлось несколько (см. ниже). Если бы были малоинформативные кнопочные, клавишные переключатели режимов, их удобно было бы разместить в пластиковой «облицовке» кресел. Немаловажно и то, что данные подогреватели сидений оснащены функцией самодиагностики. В случае короткого замыкания, обрыва нагревателя или искрения на кнопке-регуляторе индикатор начинает светить соответственно красно-желтым и или красно-зеленым цветом.
№ 4. Надежность
Параметр «надежность» в данном случае зависит от двух факторов – надежности приобретенной системы подогрева и надежности, которая обеспечивается в процессе монтажа. Мы попытались соблюсти это требование, приобретя самый надежный, по отзывам продавцов и пользователей, подогреватель с углеволоконным нагревательным элементом. Он интегрирован в тканевые полотна и от проводных нагревателей отличается большой гибкостью – не переламывается (выдерживает груз до 100 кг), как электропровод с невысокой усталостной прочностью. Надежность монтажа обеспечили прокладкой проводов в гофрированных рукавах, пропайкой мест подключения системы подогрева к бортовой электропроводке и изоляцией их термоусадочным рукавом. Гофрированный рукав для удобства использования можно разрезать вдоль, а затем «прихватить» в нескольких точках изолентой. При крепеже тканевого полотна к чехлу следует быть внимательным, чтобы не пробить иглой-цыганкой углеволоконные нити. Они легко просматриваются на белом фоне. Двухсторонний скотч из комплекта подогревателей можно выбросить как ненужный.
№ 5. Безопасность
Данный подогреватель оснащен электронным блоком управления, в котором «зашито» несколько полезных функций. Так, если владелец не регулирует параметры обогрева сиденья 30 минут, подогрев автоматически выключается. Но стоит помнить, что, несмотря на это, цепь электропитания данного девайса следует подключить к замку зажигания. Это позволит исключить разрядку аккумулятора, если водитель и пассажир вышли и забыли его выключить. Хотя исключением из этого правила могут быть авто, в которых прикуриватель после выключения зажигания неактивен. В этом случае можно подключиться к прикуривателю. В Octavia A5 это недопустимо, так как прикуриватель постоянно «под электричеством», но в данном случае пригодилась его подсветка, к которой подключили подсветку включателей-регуляторов подогрева сидений.
Еще одно удобное место – на консоли между сиденьями у рычага КП, но здесь нужно «резать» «родной» пластик.
Карман между креслами востребован редко, поэтому «пульты» управления подогревом сидений можно разместить и здесь, но для этого придется сделать эстетичный корпус-контейнер.
Врезка «кнопки-колесика» возможна и в «пластик» сиденья, но здесь не будет видно, в каком режиме работает подогрев.