Педали про запас
Велосипед – первое изобретение человека, позволившее ему перемещаться быстрее только благодаря своим мускулам. Но сегодня крутить педали уже не обязательно – появились технологии, которые и ехать помогают, и окружающую среду не портят.
Велосипед – первое изобретение человека, позволившее ему перемещаться быстрее только благодаря своим мускулам. Но сегодня крутить педали уже не обязательно – появились технологии, которые и ехать помогают, и окружающую среду не портят.
Электрические скутеры и велосипеды с электромоторами – привычное явление во многих развитых странах. В Украине этот вид транспорта пока не особенно популярен, но встретить велосипедиста, который движется со скоростью 30–40 км/час и при этом совсем не крутит педали, изредка удается. Обычно используются электровелосипеды, ввезенные в Украину из Китая либо самостоятельно собранные конструкции. Об одном таком самодельном изделии сегодня и пойдет речь.
Простота – залог успеха
Свой электробайк Руслан (студент одного киевского вуза) сделал, установив на велосипедную раму комплект для переоборудования велосипеда под электротягу. Несколько «корректив» в заводское исполнение электрокомпонентов плюс творческий подход к вопросам дизайна – и транспорт для поездок на учебу, обеспечивающий минимальные эксплуатационные затраты, готов.
Роль «кузова» взял на себя велосипед StingRay американской компании Schwinn, приобретенный в б/у состоянии за 1000 грн. При выборе «донора» основным аргументом стал стомиллиметровый задний обод, в который органично без переделок вписалась мотор-ступица японской компании Yamasaki (сделанная, правда, в Китае). Отказ от традиционного электродвигателя позволил упростить конструкцию и повысить ее надежность.
Мотор Yamasaki в 700 Вт установлен на месте ступицы заднего колеса велосипеда и зафиксирован 36-ю 3,5-миллиметровыми мотоциклетными спицами.
Электромотор мощностью 700 Вт рассчитан на максимальное напряжение в 48 В. Свою «пищу» он получает от четырех свинцово-кислотных аккумуляторов Leoch (12 В, 12 А.ч каждый), подвешенных по обе стороны электробайка на предварительно прикрученных опорных панелях Взаимосвязь батарей и мотор-колеса обеспечивает контроллер Yamasaki, переделанный для передачи на электромотор напряжения в 48 В (в заводском исполнении контроллер подавал на мотор 36 В).
Для световых приборов (передний фонарь, стоп-сигнал, поворотники) предусмотрен отдельный 12-вольтный контур питания от одного из аккумуляторов.
Городской приятель
Максимальная скорость этого электробайка, если верить показаниям спидометра сопровождавшего его автомобиля, – 45 км/ч. Причем динамика разгона 40-килограммового велосипеда сравнима с показателями 50-кубового японского скутера. В роли тормоза – стандартный V-brake. Отсутствие амортизаторов сказывается уже при скоростях за 35 км/ч, а обилие ям на киевских дорогах ни на минуту не позволяет забыть об этом недостатке велосипеда.
При езде со средней скоростью 30 км/ч емкости батареи хватает на 25 км пробега. В экономном режиме езды (на электромотор подается 36 В) этот показатель, со слов владельца, увеличивается до 40 км, но преодолеть скоростной барьер в 25 км/ч уже не удастся. Если не рассчитал – придется покрутить педали (которые на этот случай и были оставлены). При 75-процентной разрядке батарей их «подкормка» от стационарного ЗУ, подключенного к бытовой сети в 220 В, занимает 5-6 часов.
Все переоборудование, включая покупку велосипеда, обошлось автору проекта примерно в 5000 грн. Не мало, за эти деньги можно было и мотороллер купить, но… Во-первых, целью проекта было создание экологически чистого ТС. А во-вторых, 100 км пробега наименее прожорливому скутеру обходятся в 12–15 грн., для электровелосипеда эта цифра в 20 раз меньше. И в обслуживании электротранспорт значительно проще и дешевле.