X

Останутся ли свечники без работы?

Вопрос стал актуальным после прогнозов, что скоро на смену машинам с классическими ДВС придут электромобили. Чем же будут заниматься производители комплектующих для ДВС? Ответ мы нашли в немецком Техническом центре японской компании NGK, выпускающей свечи зажигания и накаливания.

Вопрос стал актуальным после прогнозов, что скоро на смену машинам с классическими ДВС придут электромобили. Чем же будут заниматься производители комплектующих для ДВС? Ответ мы нашли в немецком Техническом центре японской компании NGK, выпускающей свечи зажигания и накаливания.

Вопрос стал актуальным после прогнозов, что скоро на смену машинам с классическими ДВС придут электромобили. Чем же будут заниматься производители комплектующих для ДВС? Ответ мы нашли в немецком Техническом центре японской компании NGK, выпускающей свечи зажигания и накаливания.

Революции в автопроме в ближайшее время не предвидится – двигатели внутреннего сгорания будут доминировать на дорогах еще не один десяток лет, и свечи по-прежнему останутся «источником огня» в бензиновых ДВС и «источником тепла» в дизельных моторах. Поэтому специалисты Техцентра NGK в городке Ратинген рядом с Дюссельдорфом не теряют зря времени – продолжают совершенствовать свечи зажигания и накаливания в угоду требованиям времени. А время требует экономичности и экологичности.

Прежде чем попасть на конвейер или прилавки магазинов, новая модель свечи «накручивает» на стендах десятки тысяч километров в разных реxжимах.

Соединенный с монитором электронный микроскоп помогает исследовать эрозионные процессы электродов свечей при разных пробегах.

Дизельное направление

Для четкого и «экологически чистого» холодного запуска дизеля конструкторы свечей накаливания в новой линейке свечей NHTC с керамическим нагревательным элементом добились разогрева до рабочей температуры 1000 градусов всего за 2 секунды. А в режиме остаточного накала свеча набирает температуру порядка 1350 градусов, чем обеспечивается более полное сгорание топлива, т. е. более высокий КПД со всеми причинно-следственными связями. Свечи NHTC предназначены как для атмосферных, так и турбированных моторов, в том числе и с двойным турбонаддувом, отвечающим Евро 5.

Еще одна тенденция в разработке свечей накаливания – уменьшение их размеров, необходимое для оптимизации потоков смеси и фронта пламени в камере сгорания. А чтобы лучше контролировать процессы сгорания топлива, в свечу накаливания интегрировали датчик давления, показания которого ЭБУ дизелей учитывает при определении порций топлива.

Поджечь газ

Если парк дизельных машин в Европе уже достаточно велик, то газобаллонных только начинает расти. А так как характеристики процесса сгорания газо-воздушной смеси несколько отличаются от бензовоздушной, инженеры компании разработали свечи LPG LaserLine для двигателей, работающих на сжиженном (пропан-бутан) и сжатом (метан) газе. Их применение оптимизирует процесс воспламенения газа и облегчает настройку мотора.

Конструктивно «газовые» свечи отличаются тонким центральным электродом – диаметр 0,6 мм, иридиевой напайкой на нем и платиновой – на боковом электроде (для повышения износостойкости). Для искрообразования между тонкими электродами требуется меньшее напряжение, этим компенсируется необходимость более высокого напряжения для воспламенения газа. Данные технологии позволяют сохранить высокую энергию искры на протяжении всего срока службы свечи. Кроме того, корпус «газовых» свечей защищают особым хромовым покрытием.

На стенде контролируется работа свечи под давлением. Цвет и форма искры свидетельствуют о ее мощности и характере последующего воспламенения смеси.

Некоторые двигатели невозможно отладить для работы на газе без специальных «газовых» свечей, имеющих особые характеристики.

Для обеспечения бесперебойного зажигания Volkswagen заказал cвечи с дополнительным радиальным электродом.

Бензиновая эволюция

Несмотря на прогнозируемый спад спроса на бензиновые моторы, тема свечей остается актуальной. Конструкция старых искровых свечей зажигания в обозримом будущем особо не изменится. Их также продолжают совершенствовать все в тех же направлениях: повышение ресурса (до 60–90 тыс. км), обеспечение бесперебойного зажигания и повышение КПД двигателя. Для этого улучшают качество сплавов электродов, подбирают оптимальную их форму – «заостренные» или с насечками, используют дополнительные электроды.
Учитывая старение европейского автопарка, конструкторы анализируют особенности протекания процесса сгорания и искрообразование в двигателях с большим пробегом. Исходя из этого, вносятся изменения в конструкцию свечей массовых линеек, а в скором будущем вероятно появление свечей для подержанных машин. Как и в случае с дизелями, актуален вопрос миниатюризации свечей зажигания.

Универсализация

Еще одно направление, в котором работают создатели свечей для бензиновых и дизельных моторов (да и производители автокомпонентов вообще), – упрощение подбора нужной детали. Производители стремятся делать свечи универсальными, сокращая число модельных линеек с таким расчетом, чтобы малым количеством типоразмеров свечей обеспечивать покрытие максимально большого числа моделей автомобилей. Так, у NGK «бензиновая» линия V-Line из 39 свечей зажигания применима на 5548 моделях машин. Это 90% от числа всех бензиновых авто, зарегистрированных в Европе. Для облегчения подбора даже каталожные номера свечей стараются делать более короткими. Еще проще с газовыми свечами – у NGK их всего семь, но они покрывают 90–97% европейского парка машин с ГБО.

Киев – Дюссельдорф – Киев

Игорь Широкун