Немецкие инженеры приступили к разработке нового активного эластомера
Вопрос повышения комфорта транспортных средств и защиты людей от вибронагрузок остается актуален и по сей день, вот почему многие ученные занимаются именно разрешением этой проблемы. Так, инженеры немецкого Института Фраунгофера по структурной прочности и надежности систем LBF в Дармштадте работают над очередным поколением эластомеров, которые будут активно реагировать на вибрации и снижать их более эффективно, чем все ранее существующие материалы (поролон, резина и т.д.). До сих пор эластомеры были пассивными: в зависимости от свойств материала имели постоянные характеристики гашения тех или иных колебаний. Немецкие инженеры решили повысить эффективность работы эластомеров путем активного противодействия колебаниям, как, например, в случае отбивания ракеткой теннисного мяча. Для этих целей создаются, так называемые «электроактивные» эластомеры (Elektroaktive Elastomere – EAE). Это упругая структура, которая будет изменять свою форму под действием электрического поля.
В качестве опытного образца активного эластомера инженеры создали модель в форме пачки сигарет (60х40 мм). Она состоит из 40-ка тонких слоев электроактивного эластомера. Процесс гашения вибраций, воздействующих на одну сторону пачки, происходит благодаря встречным ударам. В этом процессе участвует такое количество слоев, чтобы максимально исключить передачу ударных нагрузок с противоположной стороны «пачки». При необходимости привлечь внимание к какой-то дорожной ситуации, эта система наоборот может увеличивать величину вибраций. Механизм привода такого эластомера может перемещать слои в обе сторону на несколько десятых сантиметра множество раз в секунду.
Активный эластомер можно будет использовать не только в сидушках автомобилей, велосипедов, мотоциклов и т.д., а также в других деталях интерьера, с чем контактируют пассажиры, и даже его можно будет и внедрить в подушки двигателя, чтобы ограничить передачи вибраций на кузов автомобиля.