На заправку – в ресторан
Оказывается, можно путешествовать вокруг света, не пользуясь услугами автозаправок. Для этого достаточно поставить в багажник мини-установку для производства биотоплива.
Оказывается, можно путешествовать вокруг света, не пользуясь услугами автозаправок. Для этого достаточно поставить в багажник мини-установку для производства биотоплива. |
Именно так и поступил японский фотограф, автогонщик и любитель приключений Сюсэй Ямада, который со своей командой в рамках акции Biodiesel Adventure Project отправился в кругосветное путешествие на дизельной Toyota Land Cruiser 100. Цель этой акции – показать реальные возможности эксплуатации автомобиля на биотопливе в качестве альтернативы горючему из нефти, запасы которой в недрах Земли сокращаются ускоренными темпами.
Мини-завод в багажнике
В бак автомобиля заливается только биодизель, который получают на борту автомобиля – в багажнике расположился 200-килограммовый мини-завод собственной разработки. Сырьем для изготовления биодизеля служат использованное растительное масло, технический спирт (метанол), а для протекания химпроцесса – гидрооксид калия. Отработанное масло путешественники берут, как правило, в ресторанах и передвижных мини-пекарнях, где готовят, например, чебуреки и аналогичные изделия. Метанол очень ядовит, поэтому в широкой продаже он отсутствует. В разных странах «добывали» его по-разному – где-то на АЗС, а где-то – в спецмагазинах.
В принципе, техпроцесс приготовления биодизеля на этом мини-заводе очень схож с промышленным производством на крупных предприятиях. Суть процесса – смешивание в специальных условиях двух субстанций с разными характеристиками – растительного масла и метанола, при котором и получается продукт, приближенный по характеристикам к дизельному топливу. Но есть и небольшие отличия в производстве. Например, в процессе приготовления топлива на борту автомобиля нет этапа гидроочистки масла, так как для этого требуется водород. В установке японца для очистки отработанного растительного масла применяют четыре фильтра, работающие по иному принципу.
Производительность мини-завода – около 40 литров биодизеля в сутки. В установку заливается 40 литров масла и 8 литров метанола. Этого объема достаточно, чтобы преодолеть около 300 километров.
По словам Сюсэя, его автомобиль оснащен самым обычным серийным дизельным двигателем, который хорошо «переваривает» биотопливо без потери мощности и снижения экономичности. Расход горючего на серьезном бездорожье приближается к 50 л/100 км, на обычных грунтовых дорогах – около 15 л/100 км, а на асфальте – еще меньше, что полностью соответствует расходу при использовании обычной солярки, полученной из нефти.
За один раз в бак установки можно залить около 40 литров использованного растительного масла. На выходе через 24 часа будет получено столько же биотоплива. | Для очистки использованного масла установка оснащена четырьмя вертикальными фильтрами, заполненными специальным порошком. |
Биодизельное топливо заправляется в бак напрямую из мини-завода, без использования каких-либо отстойников. |
При производстве биодизеля есть и немного отходов. Однако проблем с их утилизацией нет. Отходы можно применять как удобрение в сельском хозяйстве, в качестве жидкого мыла или отдать на «съедение» специальным бактериям.
Пройденные этапы
Путешественники уже покорили Японию, Канаду, США, Европу, и теперь они в Украине – в поисках использованного растительного масла для дальнейшего путешествия в Россию, Казахстан и т. д. Общая протяженность маршрута – 60 тыс. км. Этот Land Cruiser уже прошел проверку в рамках Ралли Париж–Дакар, подтвердив жизнеспособность данного вида топлива. Кроме «Дакара», в послужном списке господина Ямады путешествия на биодизельном автомобиле по Японии (2800 миль), Европе и Африке (12500 миль), а также участие в марафоне UEA Desert Challenge 2006 года.
| |