X

На ремзавод – через таможню

Каждое серьезное предприятие имеет охраняемую территорию и проходную, через которую сотрудники попадают на рабочие места. Но мы побывали на заводе, где персонал, все комплектующие и продукция проходят через полноценный таможенный пост.

Каждое серьезное предприятие имеет охраняемую территорию и проходную, через которую сотрудники попадают на рабочие места. Но мы побывали на заводе, где персонал, все комплектующие и продукция проходят через полноценный таможенный пост.

Каждое серьезное предприятие имеет охраняемую территорию и проходную, через которую сотрудники попадают на рабочие места. Но мы побывали на заводе, где персонал, все комплектующие и продукция проходят через полноценный таможенный пост.

Речь пойдет о заводе по восстановлению стартеров в городе Краковце (Львовская область) датской компании Holger Christiansen, которую в январе 2008 года у концерна Hella перекупила фирма Bosch. На момент покупки бошевцы даже не знали, что один из небольших заводиков Holger Christiansen находится в Украине, в так называемой свободной экономической приграничной зоне. Ее особенность в том, что за ввоз на территорию нашей страны сырья, в данном случае «бэушных» стартеров и новых комплектующих, компания платит в казну Украины только таможенные сборы, а НДС не платит. Но для этого должно быть соблюдено условие – завезенный товар может находиться у нас не более 90 дней.

Цель данного приобретения – наращивание подразделением Bosch – Automotive Aftermarket оборотов и производственных мощностей по восстановлению (регенерации) стартеров и генераторов. Да-да, именно по восстановлению, а по-нашему – капремонту узлов, производством которых занимается Bosch.

После приобретения датской компании новые владельцы взялись за введение стандартов качества Bosch. На это ушло два года, и теперь производство плавно наращивает мощности. Завод размещен в небольшом помещении площадью 4000 м кв. На нем работают около 170 человек. Здесь реставрируют стартеры грузовых и легковых автомобилей – всего 570 моделей (линейка продукции Bosch), которые свозят в основном из Европы. Однако «бэушные» стартеры могут быть не только фирмы Bosch, но и других – например, Magneti-Marelli…

Хитрости производства

Несмотря на век высоких технологий, данное производство практически на 100% задействует ручной труд. И ничего особенного в этом нет, ведь разобрать и собрать стартер на конвейерной линии не так уж сложно. Чтобы каждый рабочий качественно выполнял свою задачу, здесь трудятся по правилу клиента: т. е. тот, кому ты отдаешь свою продукцию по технологической цепочке, – твой клиент, обманывать которого недопустимо. Заработная плата на заводе на 15% выше, чем средняя по Украине.

Технология восстановления стартеров достаточно проста. Старые узлы разбирают, моют и дефектуют, после чего пригодные для повторного использования детали поступают на сборку «нового» стартера с частично новыми деталями.

На реставрацию одного стартера уходит два дня. В течение прошлого года на этом предприятии от реставрировали 149 тыс. стартеров. План на 2010-й при двухсменном режиме – 220 тыс. узлов. При этом от 2 до 12% стартеров не подлежат ремонту. На выходе брак составляет всего 1-2%. Но и эти стартеры затем снова поступают на восстановление. В конечном итоге брак снижается до 0,3-0,4%. За время эксплуатации один стартер может восстанавливаться 4-5 раз. Все регенерированные стартеры поступают на рынок запчастей в основном по бошевской программе eXchange.

К нам восстановленная на заводе в Краковце продукция не попадает, что обусловлено особенностями нашего законодательства. А мог бы быть в Украине еще один вид бизнеса – сбор стартеров и их реставрация на заводе Bosch.

Технология регенерации

Поступление б/у стартеров на завод

Разборка стартера

«Бэушные» стартеры поступают на завод собранными, после чего разбираются вручную с использованием электро- и пневмоинструментов.

Дефектовка деталей стартера

Тщательно вымытые детали сортируются в соответствии с моделью стартера.

Мойка и механ. очистка деталей

Детали моют на специальной линии жидкостью датской фирмы DST.

Очаги коррозии на корпусе стартера удаляют на специальном станке с помощью наждачной бумаги.

Реставрация механизмов

Один из самых сложных механизмов стартера – муфту свободного хода (бендикс) – «распаковывают», перебирают, смазывают и собирают с помощью специальной оснастки.

Сборка стартера

Когда все комплектующие готовы, начинается ручная сборка стартера. При этом 20–35% деталей в восстанавливаемом узле – абсолютно новые (щетки и втулки-подшипники – только новые).

После ручной сборки стартер проверяется на специальном стенде в разных режимах (около 200 параметров).

Проверка работоспособности

Покраска

Собранные и проверенные на специальном стенде стартеры отправляются на покраску, где получают новый внешний вид. Цена их на выходе усредненная – независимо от количества новых деталей.

Упаковка

Заключительный этап – упаковка в фирменные коробки Bosch с логотипом программы eXchange. Гарантия на восстановленный стартер такая же, как на новый – два года, а стоит он существенно дешевле (на 30–40%).

Экологическая целесообразность

Помимо экономии сырья, такое производство дает возможность получить и другие выгоды, более актуальные в глобальном масштабе. Так, восстановление одного стартера позволяет исключить выбросы в атмосферу 9 кг CO2, что произошло бы при переработке сырья для новых стартеров. А за год это 1348,5 тонны CO2. В целом такая экономия эквивалентна «работе» приблизительно 1800 гектаров леса или выработке электрической энергии солнечными батареями общей площадью 55 футбольных полей.

Киев–Краковец–Киев

Юрий Дацык
Фото Bosch