На ремзавод – через таможню
Каждое серьезное предприятие имеет охраняемую территорию и проходную, через которую сотрудники попадают на рабочие места. Но мы побывали на заводе, где персонал, все комплектующие и продукция проходят через полноценный таможенный пост.
Каждое серьезное предприятие имеет охраняемую территорию и проходную, через которую сотрудники попадают на рабочие места. Но мы побывали на заводе, где персонал, все комплектующие и продукция проходят через полноценный таможенный пост.
Речь пойдет о заводе по восстановлению стартеров в городе Краковце (Львовская область) датской компании Holger Christiansen, которую в январе 2008 года у концерна Hella перекупила фирма Bosch. На момент покупки бошевцы даже не знали, что один из небольших заводиков Holger Christiansen находится в Украине, в так называемой свободной экономической приграничной зоне. Ее особенность в том, что за ввоз на территорию нашей страны сырья, в данном случае «бэушных» стартеров и новых комплектующих, компания платит в казну Украины только таможенные сборы, а НДС не платит. Но для этого должно быть соблюдено условие – завезенный товар может находиться у нас не более 90 дней.
Цель данного приобретения – наращивание подразделением Bosch – Automotive Aftermarket оборотов и производственных мощностей по восстановлению (регенерации) стартеров и генераторов. Да-да, именно по восстановлению, а по-нашему – капремонту узлов, производством которых занимается Bosch.
После приобретения датской компании новые владельцы взялись за введение стандартов качества Bosch. На это ушло два года, и теперь производство плавно наращивает мощности. Завод размещен в небольшом помещении площадью 4000 м кв. На нем работают около 170 человек. Здесь реставрируют стартеры грузовых и легковых автомобилей – всего 570 моделей (линейка продукции Bosch), которые свозят в основном из Европы. Однако «бэушные» стартеры могут быть не только фирмы Bosch, но и других – например, Magneti-Marelli…
Хитрости производства
Несмотря на век высоких технологий, данное производство практически на 100% задействует ручной труд. И ничего особенного в этом нет, ведь разобрать и собрать стартер на конвейерной линии не так уж сложно. Чтобы каждый рабочий качественно выполнял свою задачу, здесь трудятся по правилу клиента: т. е. тот, кому ты отдаешь свою продукцию по технологической цепочке, – твой клиент, обманывать которого недопустимо. Заработная плата на заводе на 15% выше, чем средняя по Украине.
Технология восстановления стартеров достаточно проста. Старые узлы разбирают, моют и дефектуют, после чего пригодные для повторного использования детали поступают на сборку «нового» стартера с частично новыми деталями.
На реставрацию одного стартера уходит два дня. В течение прошлого года на этом предприятии от реставрировали 149 тыс. стартеров. План на 2010-й при двухсменном режиме – 220 тыс. узлов. При этом от 2 до 12% стартеров не подлежат ремонту. На выходе брак составляет всего 1-2%. Но и эти стартеры затем снова поступают на восстановление. В конечном итоге брак снижается до 0,3-0,4%. За время эксплуатации один стартер может восстанавливаться 4-5 раз. Все регенерированные стартеры поступают на рынок запчастей в основном по бошевской программе eXchange.
К нам восстановленная на заводе в Краковце продукция не попадает, что обусловлено особенностями нашего законодательства. А мог бы быть в Украине еще один вид бизнеса – сбор стартеров и их реставрация на заводе Bosch.
Экологическая целесообразность
Помимо экономии сырья, такое производство дает возможность получить и другие выгоды, более актуальные в глобальном масштабе. Так, восстановление одного стартера позволяет исключить выбросы в атмосферу 9 кг CO2, что произошло бы при переработке сырья для новых стартеров. А за год это 1348,5 тонны CO2. В целом такая экономия эквивалентна «работе» приблизительно 1800 гектаров леса или выработке электрической энергии солнечными батареями общей площадью 55 футбольных полей.