X

Хорошо сидеть хорошо

Сиденья современного автомобиля – это уже не те сплошные диваны спереди и сзади с металлическими пружинами под обивкой, которые были вполне привычными в середине прошлого столетия. Сейчас используют совершенно другую «мебель» – с сервоприводами и электроникой.

Сиденья современного автомобиля – это уже не те сплошные диваны спереди и сзади с металлическими пружинами под обивкой, которые были вполне привычными в середине прошлого столетия. Сейчас используют совершенно другую «мебель» – с сервоприводами и электроникой.

Сиденья современного автомобиля – это уже не те сплошные диваны спереди и сзади с металлическими пружинами под обивкой, которые были вполне привычными в середине прошлого столетия. Сейчас используют совершенно другую «мебель» – с сервоприводами и электроникой.

Создание столь сложных сидений вызвано необходимостью обеспечить современный уровень комфорта и безопасности. Покупатели автомобилей – люди разные: высокие и низкие, худые и полные, и вряд ли им будет удобно в одном и том же кресле. Поэтому сиденьям не только придали анатомическую форму и снабдили их боковой поддержкой, но и оснастили самыми различными механизмами, позволяющими с комфортом устроиться и уверенно себя чувствовать за рулем практически любому человеку.

Удобство прежде всего

Раньше сиденья можно было только двигать вперед или назад и изменять наклон спинки. Такой универсальный набор регулировок очень далек от идеала. Низким и высоким водителям необходима регулировка высоты и наклона подушки сиденья, высоким также желательно увеличить длину подушки сиденья. А чтобы отсрочить момент появления усталости и боли в спине, желательно подогнать под себя профиль спинки, что обеспечивает механизм регулирования поясничной поддержки. Самые «продвинутые» сиденья предусматривают не только все перечисленное, но и возможность раздельной регулировки положения верхней и нижней частей спинки, изменения боковой поддержки и положения подголовников. Для еще большей комфортабельности кресла оснащают подогревом, вентиляцией и даже электромассажерами.

Если в автомобиле водители меняются, существует проблема настройки сиденья под себя, которая отнимает драгоценное время. Обойтись без этой процедуры помогает блок управления сиденьями с электроприводами, запоминающий выбранные настройки. Сел за руль, нажал свою кнопку (или воспользовался своим ключом) – и кресло приняло «твое» положение.

Если проанализировать изменения в конструкции сидений за несколько последних лет, отчетливо просматривается тенденция к внедрению все большего количества регулировок и сервоприводов не только на машинах премиум-класса, но и на вполне доступных рядовому потребителю автомобилях.

 Безопасность

Кроме комфорта, сиденье должно обеспечивать и безопасность. Надежная фиксация тела водителя от продольных и поперечных перемещений позволяет лучше чувствовать машину, поэтому пружины и легкий каркас ушли в прошлое. Жесткое, штампованное из стального листа или сваренное из прочных профилей основание и формованное из пенополиуретана разной жесткости покрытие позволяют надежно зафиксировать человека.

Для защиты позвоночника при ударе сзади устанавливают подголовники. Время перемещения головы назад до минимума сокращает механическое устройство («активный подголовник»), которое в момент аварии автоматически приближает подголовник к голове сидящего человека. При ударе сзади пассажир по инерции вжимается в спинку, надавливая на рычаг, второй конец которого передвигает подголовник.

Установка в подушки сиденья специальных датчиков позволяет определить наличие пассажира, а иногда и его вес, и внести изменения в алгоритм работы подушки безопасности.Наконец, наличие электроприводов и соответствующего алгоритма управления дает возможность в предаварийной ситуации установить сиденье в такое положение, которое обеспечивает наиболее полную защиту человека при столкновении. Такая функция, например, реализована в системе предаварийной подготовки Pre-Safe у Mercedes. Получив сигнал от радара об опасности столкновения, блок управления переводит спинки сиденья в вертикальное положение, приближает к голове подголовник, а все кресло с пассажиром перемещает в точку, где обеспечена наиболее эффективная работа передних подушек безопасности. Одна из боковых подушек, кстати, достаточно часто размещается в спинке переднего сиденья, поэтому раскрывается точно между пассажиром и боковой стойкой в независимости от регулировок кресла.

 Второй ряд

В последнее время произошли серьезные изменения и в конструкции задних сидений. В автомобилях бизнес- и премиум-классов с большим и просторным салоном профилирование сиденья все чаще выполняют под двух пассажиров с подлокотником, где может размещаться телефон, мини-бар и т. п. А у огромного Maybach задний ряд состоит из двух раздельных кресел с индивидуальными регулировками. Кроме набора настроек, привычного для передних сидений, при помощи электропривода можно выдвинуть специальную подставку для ног, отрегулировать ее длину и угол наклона, оборудовав при необходимости индивидуальное место для отдыха.

Александр Ландарь
Фото фирм-производителей