
70-летию зимних шин Hakkapeliitta компания Nokian Tyres презентовала очередные новинки – покрышки Hakkapeliitta 5 и Hakkapeliitta Sport Utility 5. Мы были в числе первых журналистов, кто испытал их возможности.
70-летию зимних шин Hakkapeliitta компания Nokian Tyres презентовала очередные новинки – покрышки Hakkapeliitta 5 и Hakkapeliitta Sport Utility 5. Мы были в числе первых журналистов, кто испытал их возможности.

 |  | К 70-летию зимних шин Hakkapeliitta компания Nokian Tyres презентовала очередные новинки – покрышки Hakkapeliitta 5 и Hakkapeliitta Sport Utility 5. Мы были в числе первых журналистов, кто испытал их возможности. |
Презентации зимних шин компания Nokian Tyres ранее проводила только на своих финских полигонах за Полярным кругом. В этом году она нарушила традиции, показав возможности новинок на димитровском полигоне НИЦИАМТ в Подмосковье. Главная причина – необъятный рынок России, на который шины поставляются как из Финляндии, так и с запущенного в прошлом году под Санкт-Петербургом нового завода компании Nokian.
Совершенству действительно нет предела: для улучшения сцепных свойств на снегу конструкторы Nokian Tyres внедрили целый ряд ноу-хау. Свойства зимней резины проверялись на современных иномарках с разным типом привода – заднеприводные BMW 3-й серии (318i и 330i), полноприводные BMW X5 и VW Touareg и переднеприводная Honda FR-V. И это не случайно. Ведь эффективность работы их систем активной безопасности во многом зависит именно от сцепных свойств шин.
Не имея «под рукой» машин, обутых в продукцию конкурентов, ощутить, лучше ли Hakkapeliitta 5 и Hakkapeliitta Sport Utility 5, довольно сложно. Тем не менее это не стало помехой, чтобы на зимних трассах с разным покрытием (рыхлый и укатанный снег, лед) и с различным рельефом (равнина и подъемы, прямики и змейки) проверить свойства новинок. А внедорожники отправляли еще и на бездорожье, где в глубоком снегу преградой становилась только чрезмерно глубокая колея, в которой джипы можно было посадить на «пузо». Что касается резины, то она выгребала из-под себя все и, самое главное, ее канавки не утаптывались снегом.
При создании шин, особенно зимних, одна из главных задач, которые стоят перед конструкторами, – обеспечить прогнозируемое поведение автомобиля даже в критических ситуациях. Инженерам Nokian как в предыдущих моделях, так и в новинках удалось ее выполнить. Даже если автомобиль сносит или заносит, а электроника при этом бессильна, корректировать движение можно рулем. Без проблем все участники теста трогались с места и разгонялись как на 12-, так и на 16-процентном подъеме.
Новинки получились весьма удачными, но все равно эксплуатация машины зимой требует большого внимания и осторожности. Ведь законы физики никто не отменял. Снег и лед – это поверхности с пониженным коэффициентом сцепления, поэтому какой бы шина хорошей ни была, на таких покрытиях сцепные свойства будут гораздо хуже, чем на асфальте.
Легковые шины Hakkapeliitta 5 (размеры от 175/70 R13 до 235/35 R19) и внедорожные Hakkapeliitta Sport Utility 5 (от 235/75 R15 до 295/30 R22) уже появились на украинском рынке. Стоят они недешево – от 629 грн. до 3000 грн., но цена вполне соответствует качеству. Это наверняка подтвердит и сравнительный тест зимних шин, который провела в феврале этого года компания Test World. С его результатами мы вас познакомим в октябре.
Резиновые смеси |
Эффективность протектора на дороге во многом зависит от строения протекторного слоя. В этом инженеры Nokian убедились на опыте эксплуатации летних шин Nokian Z, которые имеют многослойный протектор. Поэтому для Hakkapeliitta 5 этот элемент сделали четырехслойным и назвали его Quattrotread. Как утверждают создатели, это позволило придать автомобилю лучшую устойчивость на зимних дорогах, снизить шумность протектора и повысить эффективность шипов. Для улучшения сцепных свойств с дорогой и повышения ударопрочности в состав резиновой смеси введено рапсовое масло, которое к тому же сделало шину более экологически чистой. |
|
![]() |
Четырехгранный с плюсом |
Шипом с четырехгранным сердечником и подпятником уже мало кого удивишь. Компания Nokian первой применила эту технологию еще в шинах Hakkapeliitta 4. В новинках о неклассических шипах также не забыли. Ведь ширина зацепа у квадратного сечения значительно больше, чем у круглого (см. рис.). Более того, четырехгранным сделали и корпус шипа, вследствие чего стала шире площадь опоры, что при разгоне, торможении и боковых нагрузках позволяет шипу более ровно сидеть в своем гнезде. А чем меньше «гуляет» шип, тем лучше он выполняет свои функции. Кстати, корпус шипа легковых шин изготавливают из алюминиевого сплава, а покрышек внедорожников – из более износостойкой стали. |
|
![]() |
Рисунок протектора |
В плечевой зоне при резких маневрах, когда происходит подворачивание шины, боковые канавки 1 повышают сцепные свойства. А для лучшей проходимости по снегу шашки в плечевой зоне сделали более длинными 2. |
|
![]() |
Медвежий коготь |
Медвежий коготь – одно из основных ноу-хау компании Nokian. Форму когтя придали передней грани шашки, сделав ее более острой. Благодаря такой заточке при продольной нагрузке на шашку она меньше деформируется, позволяя шипу оставаться в вертикальном положении – наиболее оптимальном для лучших сцепных свойств на льду. |
|
![]() |
Полировка канавок |
Зимняя модификация Hakkapeliitta 5 для внедорожников отличается не только размерами и приставкой Sport Utility, но и некоторыми конструктивными особенностями. При производстве этих шин все крупные канавки протектора полируются, что улучшает их самоочистку при движении по снегу. |
|
![]() |
Инфографика |
Традиционно для шин Nokian модель Hakkapeliitta 5 имеет индикаторы степени износа, которые информируют об остаточной и критичной глубине рисунка протектора. А так как безопасность при эксплуатации шин летом и зимой обеспечивается разной глубиной рисунка протектора, в новинки внедрили третий индикатор износа в виде снежинки . Назвали его «зимним», а информирует он об окончании безопасной эксплуатации шины в холодное время года. Появился в рисунке протектора еще один индикатор – обкатки, расположенный вокруг шипа . Пока он не стерся (обычно это происходит после 500 км пробега), нужно ездить в спокойном режиме, избегая быстрых разгонов, интенсивных торможений и резких маневров. На боковине традиционно располагается инфоучасток, где автовладелец может отмечать месторасположение шины и требуемое давление в ней. |
|
![]() |
Юрий Дацык
Фото автора и Nokian Tyres
Киев – Димитров – Киев