Какой цвет подсветки панели улучшает концентрацию водителя и время его реакции?: Цвет реакции
Недавно французские ученые опубликовали интересный факт: оказывается, синий свет на приборной панели улучшает концентрацию внимания водителя. Его бодрящее действие они приравнивают к воздействию кофе. Мы решили проверить это, проведя собственный эксперимент.
Недавно французские ученые опубликовали интересный факт: оказывается, синий свет на приборной панели улучшает концентрацию внимания водителя. Его бодрящее действие они приравнивают к воздействию кофе. Мы решили проверить это, проведя собственный эксперимент.
Какое совпадение – французские ученые исследовали воздействие синего света на водителя, а инженеры из компании Citroёn создали автомобиль, идеально подходящий для нашего эксперимента, а именно: в модели С4 водитель может самостоятельно выбирать цвет подсветки – от белого до синего с переменной интенсивностью свечения.
Помимо подтверждения или опровержения опубликованных фактов, мы хотели на практике установить, как меняется бдительность водителя за время длительной монотонной езды в ночное время. Эксперимент проводился на дорогах общего пользования по маршруту Киев – Феодосия – Киев со средней скоростью 70–75 км/ч. Его длина в одну сторону – около 900 км. После нескольких дней отдыха поехали обратно. Получилась классическая ночная поездка, в которую часто отправляются автомобилисты, например, в летний сезон отпусков.
Выезд из Киева назначили на девять часов вечера. Обратно из Феодосии выезжали в 20:45. Приблизительно каждые 100 км с помощью двух компьютерных программ производились замеры скорости реакции и переключения внимания водителя. Всего было сделано по 9 замеров в каждую ночь. За рулем водитель находился по 12 часов, а днем перед поездкой бодрствовал.
За секунду автомобиль проезжает 28 метров при скорости 100 км/x.
Синий
Перед экспериментом мы испытывали двоякое чувство. С одной стороны, доверяли европейским исследователям, а с другой – терзали сомнения, что разницу (синяя подсветка и белая) вообще можно как-то ощутить. Как только панель приборов озарилась синим светом, от одной мысли, что так придется ехать всю ночь, стало не по себе. Однако глаза на удивление быстро привыкли, и уже через несколько минут дискомфорт исчез. Первые часы – самые легкие, водитель бодрствует под впечатлениями прожитого дня, потом на него начинает действовать монотонность дороги. Специалисты отмечают, что «ступор» у водителя наиболее вероятен между 1-2 часами ночи и под утро, ближе к рассвету. В это время организму человека больше всего необходим отдых. При движении с синей подсветкой первый промежуток «тихого часа» пролетает незаметно – то есть компьютер показал небольшое замедление реакции, но состояние было подозрительно бодрое. До 4 часов ночи ехали отлично – судя по замерам скорости реакции и переключения внимания, состояние водителя было стабильным. Затем за каких-то полчаса появилась тяжесть во всем организме. Стало понятно, что впритык подобрались ко второму отрезку времени, когда начинается борьба между организмом и сознанием. Боролись всеми силами – останавливались, умывались холодной водой и т. д. Компьютер зафиксировал замедление реакции на 0,12 секунды по сравнению с предыдущим результатом, полученным около 100 км назад. Следующий замер, сделанный через 105 км, в 6 часов утра, показал еще большую потерю концентрации – реакция снова замедлилась. Но наступило утро, и организм это почувствовал. Так, в 7:30 время реакции уменьшилось почти на 0,1 секунды, а в 9 часов утра было зафиксировано наименьшее время реакции за всю дорогу. целом ее перепад за весь путь составил 0,225 с. При этом максимальный показатель – 0,401 с пришелся на 6 утра.
Белый
Белая подсветка – самая мягкая и комфортная для глаз человека. Citroёn С4 ее можно комбинировать – например, белой основе придать синеватый контур, изменить интенсивность свечения. На обратном пути мы сделали подсветку приборов полностью белой, немного приглушенной. Эксперимент стартовал. Первый замер показал бодрость водителя. Следующие два насторожили – время реакции и переключения внимания увеличивалось. К часу ночи в сон не тянуло, но следующий замер вновь показал увеличение времени реакции. Каждый последующий замер хоть немного, но увеличивался. Пик пришелся ближе к 6 часам утра. Так, в 5:52 мы зафиксировали наибольшее (за эксперимент) время реакции 0,455 с и увеличение времени переключения внимания. Но к семи часам, как и в первой части эксперимента, организм «проснулся», все показатели улучшились.
При любом цвете подсветки панели приборов время реакции водителя под утро снижается.
Кривая эксперимента
Если взглянуть на кривую графика «при езде с белой подсветкой», то становится понятно, как ведет себя водитель в дальней дороге. Важно понимать, что длительная езда вызывает усталость и снижение реакции не только у вас, но и у других участников движения. Что же касается синей подсветки – она действительно «работает»! Цифры, полученные в результате экспериментов, подтверждаются и субъективными ощущениями.
Но! Внимательно посмотрите на обе кривые. И в первом, и во втором случае под утро езда становится опасной. Кроме того, к часу-двум ночи даже при езде с синей подсветкой, читай «под кофе», время реакции увеличивается, хотя человек этого не замечает, продолжая чувствовать себя бодро. Это очень опасная ситуация. Недаром опытные водители стараются не ездить ночью без крайней на то необходимости.
О программах
Суть теста на концентрацию и переключение внимания состоит в выполнении трех заданий. В 25 ячейках квадрата вперемешку находятся цифры от 1 до 13 черного цвета и от 1 до 12 – красного. Первое задание: нужно найти все черные цифры в порядке возрастания от меньшего к большему. Второе – найти все красные цифры в обратном порядке. Третье – необходимо указывать по очереди то черное число в порядке возрастания, то красное в порядке убывания. Результат показывает множество параметров, в том числе и время переключения внимания (в рамках проведенного теста). Время прохождения теста – не более 1 мин.
Тест на время реакции: на мониторе нарисован объект. Как только он меняет цвет, нужно нажать на кнопку мыши. Компьютер выдает результат. После пяти нажатий показываются средние данные.
О синем цвете
Исследователи из французского университета Bordeaux Segalen определили, что синий свет в автомобиле повышает концентрацию внимания водителя в ночное время. В эксперименте участвовали 48 водителей, которых разделили на три группы – одним в лицо светил синий экран, другим на временных остановках давали выпить три чашки крепкого кофе, а третьи пили кофе без кофеина. Каждый из них проехал 400 км. За движением машины следили специальные датчики. В итоге водители, «заряженные» кофе без кофеина, в среднем 26 раз выезжали за пределы своей полосы движения. Те, кто пил настоящий кофе, ошибались всего 13 раз, а освещенные синим светом – 15.