Как работает технология G-Vectoring Control: реальный эксперимент "Автоцентра"
Пока основная масса ведущих автопроизводителей измеряет потенциал современной электроники только повышением уровня безопасности и экономичности машины, компания Mazda пошла дальше. Ее инженеры научились использовать возможности электроники для еще большего комфорта, а точнее – для комфортной безопасности. Не секрет, что работа систем стабилизации курсовой устойчивости во многих случаях сопровождается резкими толчками, неприятными вибрациями и другими проявлениями. Компания Mazda избежала всех этих негативных факторов и получила ряд преимуществ благодаря разработке и внедрению технологии G-Vectoring Control (GVC).
В процессе создания технологии SKYACTIV от Mazda инженеры совершили прорыв в гибкости управления двигателем, трансмиссией и подвеской автомобиля, что позволило воплотить в жизнь и другие идеи разработчиков. Одна из них – система G-Vectoring Control, а проще говоря – управления продольным и поперечным ускорениями (векторы тяги) при маневрах и в поворотах. Дело в том, что при повороте руля на машину, а также на пассажиров и водителя начинают действовать центробежные силы, направленные перпендикулярно продольной оси автомобиля. Если центробежная сила большая, а сцепные свойства колес с дорогой низкие, это может спровоцировать снос или занос авто. Когда машина цепко держится за дорогу, больший дискомфорт испытывают пассажиры, которых бросает в сторону действия сил инерции. Инженеры Mazda нашли способ уменьшить эти опасные боковые силы, что, безусловно, улучшило устойчивость автомобиля на дороге как при маневрах, так и во время прямолинейного движения. Это также внесло свою лепту и в повышение уровня комфорта пассажиров.
Термин «векторная тяга» в теории автомобилей ранее не встречался.
Его чаще всего использовали в авиации. Но с внедрением в автомобилестроение всевозможных систем активной безопасности он теперь упоминается и в автомобильной терминологии.
Как реализовать хорошую идею
Суть идеи G-Vectoring Control – умение оперативно и точно управлять крутящим и тормозным моментами на каждом колесе при повороте руля на любой угол. На практике это выглядит так. Система G-Vectoring Control в такой ситуации на некоторое время активизирует тормозные механизмы колес передней оси. При этом благодаря силе инерции, действующей на автомобиль, часть его веса перераспределяется на переднюю ось. Увеличивая таким образом нагрузку на переднюю ось, инженеры Mazda улучшили сцепные свойства передних колес с дорогой. Поэтому в таких условиях маневры совершаются с большей точностью и сохранением курсовой устойчивости. Когда водитель поворачивает руль в исходное положение («прямо»), GVC также мгновенно повышает крутящий момент на передних колесах, поэтому увеличивается нагрузка на колеса задней оси. Как результат – автомобиль движется по заданной траектории без резких сносов-заносов и неприятных боковых колебаний пассажиров. При этом у водителя практически нет потребности в подруливании и стабилизации автомобиля, что особенно актуально на скользких покрытиях, когда под колесами лед, грязь или снег.
Столь эффективная помощь обычно остается незамеченной водителем и пассажирами, однако в конечном итоге это гарантирует более высокий уровень безопасности автомобиля. В такой ситуации сохраняется заданная траектория движения, к тому же водитель меньше устает. Как отмечают в компании Mazda, это человеко-ориентированный подход в улучшении ходовых характеристик всех новых моделей Mazda.