Самая главная проблема амортизаторов на массовых автомобилях – недолговечность: многие сдаются перед нашими дорогами слишком рано. На заводах японской марки KYB мы пытались понять, каким образом современный производитель обеспечивает качество.
Самая главная проблема амортизаторов на массовых автомобилях – недолговечность: многие сдаются перед нашими дорогами слишком рано. На заводах японской марки KYB мы пытались понять, каким образом современный производитель обеспечивает качество.
Самая главная проблема амортизаторов на массовых автомобилях – недолговечность: многие сдаются перед нашими дорогами слишком рано. На заводах японской марки KYB мы пытались понять, каким образом современный производитель обеспечивает качество.
Как уследить за качеством такого высокотехнологичного изделия, как амортизатор, если за смену их выпускается более 6000 штук? В цехах испанских заводов японской марки KYB есть особые сотрудники – люди с черными лентами на форменных кепках-бейсболках. На фоне рабочих с желтыми лентами и начальников участков – с голубыми они выглядят, как мастера по карате, имеющие черные пояса. Это контролеры качества.
Все равны
Все начинается… нет, не с техзадания автопроизводителя и не с конструкторского кульмана. Как нам объяснили в KYB (до 2005 г. известной как Kayaba), все начинается с осознания того, что качественным должен быть любой амортизатор.
Этот производитель не делит свою продукцию на изделия для заводской OEM-комплектации автомобилей (а это 85% объема выпуска) и для рынка запчастей aftermarket или по регионам, куда они будут поставляться. Все амортизаторы выпускаются по одним стандартам качества. Например, на испанском заводе KAMS мы видели амортизаторы для BMW 5 Series, собранные специально для поставки на конвейер… в Китай, хотя в последние годы считается привычным возить товары в Европу из Поднебесной.
Философия бдительности
KYB – марка японская, поэтому даже на ее европейских предприятиях придерживаются философии самосовершенствования Kaizen, согласно которой ни один сотрудник предприятия – от директора до рабочего – не должен оставаться равнодушным к качеству выпускаемой продукции. Без внимания бдительных рабочих не остается ни одна мелочь, любое отклонение техпроцесса от идеала фиксируется, отображается на специальных стендах в цехах и обсуждается. Особый отдел контроля качества ежедневно мониторит данные о работе производственных линий, собирает информацию от потребителей. Раз в месяц обобщенные данные обсуждаются на общих собраниях специалистов.
Мы с интересом изучили первый попавшийся стенд с альбомами – собраниями рекламаций и проблем. Примеров брака в нем не было, но в качестве предмета обсуждения нашли, например, ящики, не до конца заполненные комплектующими. Всерьез обсуждалась проблема рационального размещения cпецодежды и защитных перчаток около станка, когда они не используются рабочим. Можно было бы иронизировать по этому поводу, если бы мы не знали, что конечный продукт предприятия с полным правом характеризуется понятием «японское качество»…
Дело техники
Любую идеологию нужно подкреплять материально. В случае с обеспечением качества на заводах амортизаторов KYB это прежде всего означает комплекс мер по борьбе за чистоту. Каждая пылинка – враг амортизатора, поэтому в цехах есть особо чистые зоны. Скажем, чтобы занять свое рабочее место, сборщики проходят через «чистую комнату» – шлюз, где воздух уже очищен и люди облачаются во все белое. Клапанные системы упакованы в целлофан или спрятаны в стеклянные боксы с микроклиматом. Детали от поставщиков тут же перегружают из «внешней» тары в свою, «внутреннюю» – чтобы по цеху не распространялись «чужеродные» частицы.
Кроме того, здесь налажен доскональный контроль на всех этапах техпроцесса. Так, геометрия заготовок и деталей замеряется после каждой операции, связанной с механической обработкой. Наконец, максимально возможное количество работ автоматизировано: роботы не устают и обеспечивают стабильно высокое качество.