X

Гидравлику в утиль?!

Работа над повышением безопасности автомобиля практически никогда не прерывается. Многие идеи участников этого процесса в конечном итоге реализуются на практике.

Работа над повышением безопасности автомобиля практически никогда не прерывается. Многие идеи участников этого процесса в конечном итоге реализуются на практике.

Работа над повышением безопасности автомобиля практически никогда не прерывается. Многие идеи участников этого процесса в конечном итоге реализуются на практике.

Компания Siemens VDO недавно представила принципиально новую конструкцию тормозного механизма. Данная технология создана фирмой eStop и продана Siemens в 2005 году. До этого она уже использовалась в авиации и космонавтике.

Конструкция и работа

Принцип работы новинки заключается в использовании эффекта клина. Механическая часть нового тормозного механизма включает в себя «клин», тормозные колодки, два электродвигателя, два привода «винт–гайка» и собственно корпус (суппорт). «Клин» – это две колодки с волнообразными поверхностями, между которыми находятся ролики. Одна колодка-клин жестко зафиксирована, а вторая перемещается сервоприводом.

Конструкция интересна тем, что за счет вращения колеса создается дополнительное тормозное усилие. Как? Если в обычных тормозных механизмах смещение колодки в продольном направлении исключено, то в «клиновом механизме», наоборот, имеется допуск по ее перемещению в небольшом диапазоне. По мере прижатия колодки к диску создается усилие, перемещающее ее в сторону смещения «клина», из-за чего колодка еще сильнее прижимается к диску. Таким образом, энергия движения автомобиля используется для его же замедления.

Новая система включает и «интеллектуальную» электронную часть. Для точного определения требуемого смещения «клина» электронный блок управления системой использует данные датчиков скорости вращения колеса, положения «клина» и степени нажатия на электронную педаль тормоза. Датчик измеряет скорость приблизительно сто раз в секунду. Эта же электроника имеет программу работы в режиме ABS, ESP и других активных «помощников», повышающих безопасность движения.

В чем преимущество

Чем хорош «клиновидный» тормоз? При его использовании отсутствует целый ряд компонентов – гидропривод с его тормозными цилиндрами, трубками, гидромодулями и другими узлами, исключающими блокировку колес, их пробуксовку и т. д. Благодаря этому существенно снизился вес данной системы, а также уменьшилась трудоемкость обслуживания. А так как гидравлики в системе нет, исключен такой негативный фактор как отказ тормозов из-за вскипания жидкости. Данная система без каких-либо проблем может использоваться в качестве стояночного тормоза – причем не только на задних, но и на передних колесах. Вот только остается вопрос надежности новой системы. Что будет при обрыве/окислении электропроводки или сбое в программе ЭБУ системы?

Использование электронно управляемой тормозной системы технологически упрощает компоновку автомобиля как в районе моторного отсека, так и шасси. Уменьшается и время сборки механизма – ведь составляющих меньше, а заливать жидкость и прокачивать тормоза не нужно.

Юрий Дацык
Фото Siemens