X

Газобаллонное оборудование: Второе пришествие

После короткой паузы в серии обновок на рынке газобаллонного оборудования автомобилей в Украине презентовали ГБО 6-го поколения еще одного известного голландского производителя.

Это продукт компании Prins Autogassystemen B.V., получивший название Prins Direct Liquid Max. Данного производителя ГБО в Украине представляет компания «Мотор-Газ». Особенность новой системы в том, что она полностью повторяет стратегию работы двигателя с непосредственным впрыс­ком бензина. Только в топливный насос высокого давления (ТНВД) подается не бензин, а сжиженный, т. е. ­жидкий газ (пропан-бутановая смесь). Далее газ уже под давлением от 40 до 140 бар попадает непосредственно в цилиндры через штатные бензиновые форсунки. Корректировка состава газо-воздушной смеси осуществляется путем эмуляции (имитации работы одной системы программными и/или аппаратными средствами другой без потери функциональных возможностей и искажений результатов) сигнала, подаваемого на бензиновые форсунки. Технология Direct Liquid Max (DLM) позволяет сохранить все преимущества мотора с непосредственным впрыском (это и сниженный расход топлива) относительно двигателей, оснащенных распределенным впрыс­ком топлива, и соблюсти высочайшие экологические нормы. Кроме того, при работе такого силового агрегата на сжиженном газе выбросы СО2 ниже по сравне­нию с бензиновым еще на 10%. Неоспоримым плюсом также можно назвать то, что автомобиль может работать в монотопливном режиме, т. е. все время на газе, включая режим «холодного старта». К примеру, у некоторых других ГБО для данных моторов, где во впускной коллектор «врезается» отдельная газовая форсунка, в таких режимах и не только в цилиндры впрыскивается также бензин, хотя и в меньшем количестве. Этот режим в данных системах предусмотрен для исключения закоксовывания бензиновых форсунок, контактирующих с газами с высокими температурами в камере сгорания. Поэтому эффект экономии на бензине при таком алгоритме работы значительно ниже.

Для ГБО 6-го поколения блоки управления индивидуальные под каждый мотор.

Пульт управления  ГБО классический, как во всех системах Prins, – с датчиком уровня газа и звуковым сигнализатором.

Дополнительный бензонасос в моторном отсеке служит для повышения давления бензина в момент переключения.

Новый топливный насос высокого давления (ТНВД) обес­печивает подачу к штатным бензиновым форсункам как сжиженного газа, так и бензина.

В нишу запасного колеса помещается 65-литровый тороидальный газовый баллон известной фирмы Stako.

Сегодня укранские специалисты активно участвуют в усовершенствовании ГБО и делают в этом большие успехи, создавая комплекты под конкретные авто. 

Киевская компания «Мотор-газ», официальный представитель Prins Autogassystemen B.V. в Украине, первой на украинском рынке установила Direct Liquid Max на автомобиль Skoda Octavia А5 1.8 TSI. В монтажный комплект входят крепления для всех элементов ГБО, специально предназначенные для конкретной машины с определенным типом мотора. Это облегчает работу установщиков, и внешне такая установка ничем не отличается от заводского монтажа ГБО. Подобные комплекты в первую очередь должны заинтересовать автомобильных дилеров, а также конечных потребителей. По информации представителя компании «Мотор-Газ», в Европе при установке такого комплекта полностью сохраняется гарантия на авто.

Ввиду того что Skoda Octavia A5 оснащена высокотехнологичным мотором 1.8 TSI с непосредственным впрыском и турбокомпрессором, наиболее оптимальное для него – индивидуально разработанное ГБО 6-го поколения.

У экономного хозяина ГБО 6-го поколения обеспечивает расход газа 5,5–6,5 л/100 км. Для Skoda Octavia А5 1.8 TSI  такое ГБО обойдется в 27000 грн. При этом на него предоставляется гарантия 3 года.

Багажник Oсtavia А5 как никакой другой удобен для установки либо тороидального газового баллона на 65 литров, либо цилиндрического даже на все 100 литров.

Чтобы не нарушать экстерьер автомобиля, заправочный вентиль ГБО лучше всего разместить в лючке бензобака. При этом он комплектуется вкручиваемой насадкой.

Монтаж данной системы отличается от монтажа систем ГБО предыдущих поколений. В DLM нет ни привычного для нас газового редуктора, ни газовых форсунок. Зато теперь под капотом есть дополнительный бензонасос, повышающий давление бензина в момент переключения с бензина на газ, а в газовом баллоне – газовый насос. Кроме того, нужна замена штатного ТНВД на доработанный, который идет в комплекте ГБО. Необходимо подключаться к штатному бензонасосу, датчику высокого давления бензина, CAN-шине и т. д. В багажник Octavia А5 в нишу запасного колеса устанавливается тороидальный газовый баллон на 65 л (полезный объем – 47 л). Он обеспечивает запас хода 500–700 км (в зависимости от стиля вождения и режима эксплуатации). Важно то, что владелец машины с данным мотором не почувствует потерю его динамики, что очень ценно для данных агрегатов.

Роман Матвеев. Директор компании «Мотор-Газ»

«Чтобы иметь допуск на установку газобаллонного оборудования шестого поколения, специалисты центров по установке ГБО должны пройти специальные курсы повышения квалификации. Их периодичес­ки проводит компания Prins Autogassystemen B.V. Те, кто не прошел такое обучение непосредственно у производителя, не получают доступ к программному обеспечению для активации оборудования этого поколения и даже не могут заполнить данные на гарантийном портале компании Prins. Таким образом, голландцы автоматически отсекли технически неквалифицированные «серые» гаражные сервисы, где не могут качест­венно установить данное ГБО на новые высокотехнологичные моторы. Они, в принципе, не способны запустить это оборудование на автомобиле. Список официальных представителей компании Prins Autogassystemen B.V. вы можете найти на сайтах www.prinsautogas.com, www.prinsautogas.com.ua и www.motor-gas.ua»

Фото автора