Фантастика в мире авто
Многочисленные электронные системы помогают безопасно и комфортно управлять автомобилем. Что нас ждет в ближайшем будущем?
Многочисленные электронные системы помогают безопасно и комфортно управлять автомобилем. Что нас ждет в ближайшем будущем? |
С каждым днем все ближе то время, когда счастливый владелец будет садиться в машину на любое выбранное им самим сиденье и ехать домой… без водителя! Разработчики электронных систем управления и исполнительных механизмов очень близки к созданию таких автомобилей. Для некоторых категорий транспорта движение по заданному маршруту в автоматическом режиме уже реализовано. Например, в 2004 году в г. Эйндховен (Нидерланды) открыли маршрут автобуса, которым управляет компьютер, а водитель лишь контролирует работу данной системы. С 2012 года эксплуатацию автобусов без водителя планируют начать в Лондоне. Но для основной массы транспортных средств водитель будет необходим еще долго. И любителям управлять автомобилем самостоятельно можно не беспокоиться: их не отстранят, а при помощи разных систем облегчат им работу.
Системы, облегчающие вождение
Адаптивный круиз-контроль, который, в отличие от обычного, умеет самостоятельно изменять скорость движения автомобиля в зависимости от обстановки на дороге и выдерживать дистанцию до впереди идущего авто, – технология уже известная. В наше время такие устройства можно заказать для целого ряда моделей Mercedes-Benz, Audi, BMW, VW и других марок. Но только некоторые из них могут работать на скоростях от 0 до 30 км/час. Причем речь идет в основном о торможении до полной остановки. Сегодня многие фирмы (Nissan, Toyota) дополняют круиз-контроль функцией Stop&Go, то есть автоматического движения в пробке, когда приходится то останавливаться, то ползти на минимальной скорости.
Постепенно развиваются и начинают внедряться системы контроля движения по полосам. Такая опция доступна на ряде моделей Citroёn, Toyota, BMW, Honda и других. Уже сейчас некоторые из них способны не только предупреждать водителя о пересечении линии разметки, но и самостоятельно возвращать автомобиль на выбранную полосу движения.
Контроль дорожной обстановки при помощи видеокамер и специального программного обеспечения позволяет привлечь внимание водителя к дорожным знакам и сигналам светофора. Заметив знак, ограничивающий скорость, или красный сигнал светофора, электронный блок управления проецирует при помощи специального устройства изображение знака или светофора на лобовое стекло, а у Mercedes привлекает внимание водителя кратковременным торможением. Экспериментальная система способна сама применить экстренное торможение.
Контроль дорожной обстановки при помощи видеокамер и специального программного обеспечения позволяет привлечь внимание водителя к дорожным знакам и сигналам светофораСовершенствуются системы полуавтоматической и автоматической парковки. В качестве серийного оборудования многие автомобили получили устройства, позволяющие облегчить парковку на городских улицах. Некоторые автомобили могут определить место для парковки и, самостоятельно вращая руль, заехать в него. Экспериментальный автомобиль BMW умеет больше. Водителю достаточно подъехать к гаражу. Выйдя из машины, он может поставить ее в гараж, нажав кнопку на пульте управления. Автомобиль просканирует свободное пространство, вычислит оптимальную траекторию и, самостоятельно управляя режимами работы автоматической трансмиссии, заедет в гараж, а на следующий день по требованию владельца выедет и остановится перед воротами.
Совершенствуются системы полуавтоматической и автоматической парковки. В качестве серийного оборудования многие автомобили получили устройства, позволяющие облегчить парковку на городских улицах. Некоторые автомобили могут определить место для парковки и, самостоятельно вращая руль, заехать в него. Экспериментальный автомобиль BMW умеет больше. Водителю достаточно подъехать к гаражу. Выйдя из машины, он может поставить ее в гараж, нажав кнопку на пульте управления. Автомобиль просканирует свободное пространство, вычислит оптимальную траекторию и, самостоятельно управляя режимами работы автоматической трансмиссии, заедет в гараж, а на следующий день по требованию владельца выедет и остановится перед воротами.
Автомобиль как источник информации
Любой автомобиль, оснащенный дополнительным электронным оборудованием, при желании станет разведчиком, собирающим и передающим информацию о дорожном движении. Через систему ориентирования GPS можно установить координаты конкретного автомобиля и «привязать» сведения о дорожной обстановке к местонахождению автомобиля. Далее эту информацию можно передать как в службы, занятые регулированием дорожного движения, так и непосредственно водителям других автомобилей. Автомобилисты, узнавшие о пробках на дорогах или других осложнениях, могут получить информацию о возможности объезда проблемных участков, используя бортовые навигационные системы. В Японии, например, водители получают информацию от Информационно-коммуникационной дорожной системы (VICS), аналогичные возможности есть и в Европе.
Одна из функций, уже реализованная во многих автомобилях, – связь с сервисным центром дилера. Обобщая данные от датчиков, предназначенных для сбора информации о состоянии автомобиля, бортовой компьютер определяет необходимость проведения планового обслуживания или ремонтных работ и сообщает об этом в сервисный центр. Дежурный оператор свяжется с владельцем и определит время, когда тому будет удобно представить автомобиль для очередного ТО. В случае отказа какой-либо системы бортовой компьютер передаст сигнал тревоги в сервисный центр. Используя данные системы ориентирования, там определяют координаты автомобиля, и к месту незапланированной остановки направляется бригада механиков или эвакуатор для доставки в ближайшую мастерскую. При необходимости можно дистанционно провести диагностику авто и получить необходимые консультации.
Автомобиль как приемник информации
Оснащение машин, а также стационарных объектов дорожной инфраструктуры приемо-передающими устройствами дает возможность получать дополнительную информацию, что упрощает вождение и повышает безопасность движения. Например, при подъезде к светофору, тоже с передающим устройством, водитель может узнать об ожидаемом времени работы данного сигнала и получить рекомендации о режиме движения. Эта информация, равно как и требования дорожных знаков, обнаруженных специальными видеокамерами в автомобиле, может быть спроецирована на лобовое стекло, а звуковой сигнал привлечет внимание водителя.
Получив соответствующий сигнал от детектора или видеокамеры, автомобиль предупредит водителя о том, что на опасном расстоянии справа к перекрестку приближается мотоцикл. Для этого предлагается устанавливать сенсоры, определяющие наличие автомобиля на проезжей части и передающие сигнал транспортным средствам, подъезжающим к перекрестку с других направлений.