X

Еще послушнее и безопаснее

Система, способная влиять на процесс вождения.

Система, способная влиять на процесс вождения.

Не секрет, что заносы и сносы автомобиля часто возникают из-за превышения угла поворота управляемых колес. Повлиять на этот процесс решили инженеры компании Bosch, разработавшие новую систему Vehicle Dynamics Management (VDM). Она обеспечивает сетевое соединение программы электронной стабилизации ESP® с другими активными системами безопасности автомобиля, которые способны влиять на процесс вождения. Разработаны две версии VDM. Первая – Dynamic Steering Angle Control (DSA) – для автомобилей с механизмом активного регулирования угла поворота рулевого колеса, а вторая – Dynamic Steering Torque Control (DST) – для машин с электроусилителем руля.

DSA самостоятельно увеличивает или уменьшает угол поворота передних колес. Например, если при быстрой смене полосы автомобиль начинает заносить, система уменьшает угол поворота управляемых колес, противодействуя тем самым заносу на самых ранних стадиях. Такое мгновенное вмешательство, обычно незаметное для водителя, позволяет удержать машину на заданной траектории. При продолжении заноса ESP® дополнительно притормаживает отдельные колеса до полной стабилизации курсовой устойчивости. Оптимально скоординированные рулевое управление и торможение еще эффективнее повышают устойчивость и маневренность транспортного средства: например, при объезде препятствия ESP® меньше снижает скорость, чем обычно.

Функция DST, в отличие DSA, не корректирует угол поворота передних колес, а регулирует мощность электроусилителя, помогая водителю при маневрах интуитивно находить наилучшее решение. Усилие в нужном направлении будет уменьшаться, а в противоположном, ненужном, увеличиваться. Данная функция в критических дорожных ситуациях также взаимодействует с ESP®.

Обе функции помогают и при экстренном торможении, так как позволяют заметно сократить тормозной путь. Это достигается в случаях, когда на скользкой поверхности находятся колеса только одной стороны автомобиля. В этой ситуации, пока рулевое управление предотвращает занос, поворачивая колеса в его сторону на несколько градусов, тормозная система сосредотачивается на замедлении автомобиля. В результате тормозной путь сокращается на 10% по сравнению с обычным транспортным средством, оборудованным ESP®.

Также разработаны функции VDM, позволяющие ESP® сотрудничать с ходовой частью и трансмиссией. Например, уже применяются полуактивные амортизаторы, уменьшающие продольные колебания автомобиля при резком торможении и сокращающие тормозной путь благодаря равномерному распределению нагрузки на колеса. В будущем активные стабилизаторы поперечной устойчивости также совместно с ESP® смогут сделать машину устойчивее и послушнее при резких маневрах.

Для более уверенного прохождения поворотов одна из функций VDM – Dynamic Wheel Torque Control (DWT) – регулирует крутящий момент на ведущих колесах. Например, для скоростного прохождения поворота по меньшему радиусу уменьшает крутящий момент внутреннего в повороте колеса и увеличивает его с противоположной стороны.

Глаз – алмаз

Обилие информационных табличек и знаков на дороге, высокие скорости, плотные транспортные потоки – факторы, которые ограничивают «читаемость» дорожных знаков. Для распознавания знаков, ограничивающих скорость движения, производитель автоэлектроники Siemens VDO предложил систему Traffic Sign Recognition (TSR). Главные ее элементы – цифровая камера, бортовой компьютер и дисплей на щитке приборов или проектирующий на лобовое стекло над щитком. Новинка не только распознает и визуальными (на дисплее) и звуковыми сигналами информирует водителя о необходимости снижения скорости, но также работает в паре с другими системами активной безопасности (например, ESP). Это дает возможность электронике самостоятельно принудительно снижать скорость, если водитель игнорирует сигналы. В процессе поиска и распознавания дорожных знаков – ограничителей скорости TSR будет активно использовать и данные навигационной системы.

Эта разработка является частью программы pro.pilot, представляющей собой прогрессивную систему помощи водителю Adaptive Cruise Control (ACC), которую планируют запустить в серийное производство в 2008 году. l

Подготовил Юрий Дацык
Фото Bosch и Siemens VDO