X

Экзамен для «незамерзаек»

Тест зимних жидкостей для стеклоомывателей.

Тест зимних жидкостей для стеклоомывателей.

Жидкость должна была обеспечить удаление всей грязи (с солью и жиром) и не оставить на стекле разводов. После этого с разных сторон и под разными углами три независимых эксперта оценивали очистку стекла и в зависимости от его прозрачности по специально разработанной методике оценки выставляли баллы.

Три года подряд эксперты выполняли одни и те же действия. Закупали десять пар банок с концентратами незамерзающих жидкостей в супермаркетах или на заправках, проводили эксперименты в одной и той же лаборатории и использовали одинаковую методику оценок. Однако получали совсем разные результаты! Если в итоге двух предыдущих тестов только два из десяти препаратов набрали 5 баллов, то сегодня – 6 «отличников» и три «хорошиста». Десятый участник «провалился» из-за упаковки, но в других «дисциплинах» его нельзя упрекнуть. «Такое впечатление, – говорит директор Независимого центра потребительских экспертиз «Тест» Валентин Безрукий, – что производители внимательно изучили результаты наших предыдущих тестов и внесли изменения в рецептуру и упаковку своих изделий». Например, в прошлом году сразу три жидкости не выдержали испытания холодом – замерзли при той температуре, когда должны были оставаться жидкими и работоспособными. В 2007 году все десять омывателей не замерзли при заявленных температурах при их разбавлении водой.

Итак, напомним, что зимние жидкости для очистки стекол автомобилей – это смеси этилового и пропилового спиртов, а также поверхностноактивных веществ, которые являются незаменимым компонентом всех моющих средств. В состав жидкостей вводят и красители и ароматизаторы, чтобы обеспечить привлекательный товарный вид и комфорт при использовании. Кроме своего прямого назначения, автоомыватели должны предотвращать помутнение стекла и появление на нем пятен от жиров и солей. И естественно, бережно относиться к автомобилю, т. е. не вызывать коррозии и повреждения лакокрасочного покрытия. Зимой – не замерзать согласно обещаниям производителей.

Упаковка

Из 10 протестированных образцов 8 представлено в литровых упаковках. Омыватель SAPFIRE меньшего объема – 0,9 л , оттого его цена ниже; «Красный Пингвин» – двухлитровый (стоимость – выше почти вдвое по сравнению с остальными участниками). Заботой об автомобилистах можно назвать черточкиотметки на упаковке, обозначающие объем. Ведь для правильного разведения необходимо отмерить то или иное количество концентрата и смешать его с водой, а мерная емкость далеко не всегда находится под рукой. Такие отметки присутствуют на упаковках «Вамп», «Красный Пингвин», Walzer и «Арктика-МВ».

«Красный Пингвин» отличается не только двухлитровой оригинальной упаковкой, но и… ее негерметичностью (на двух закупленных образцах). Если ее перевернуть, то жидкость начнет капать. Кроме того, средство будет испаряться (сделаното на основе спирта), а значит, терять свои свойства.

Этикетка

На этикетке обычно указывается состав жидкости, но иногда – не полностью («Обзор» и Rех). В некоторых же случаях производители и вовсе обходятся без состава: «Арктика-МВ», Liqui Moly, «Вамп» и «Красный Пингвин». На первый взгляд, он действительно не нужен (кто помнит эту химию со школы?), но автоомыватель – вовсе не безобидное средство. В случае его попадания в организм человека очень важно знать состав, чтобы правильно оказать медицинскую помощь. К сожалению, напоминаний об опасности на протестированных средствах также маловато. Не хватает универсальных знаков горючести и опасности на этикетках «Арктика-МВ», «Обзор», Rех, «Вамп», SAPFIRE и «Азмол». На упаковке омывателя «Красный Пингвин» одновременно нанесены предупреждающие знаки и надпись о том, что он не вреден для здоровья. На упаковке средства SAPFIRE текстовые предостережения нанесены не очень удачно: красный шрифт на синем фоне плохо читается. Да и таблица разведений этого концентрата напечатана мелким шрифтом. Похожий неудачный вариант нанесения предостережений на упаковке «Обзор»: красный шрифт и темно-зеленый фон. Не обозначены условия хранения на омывателях «Вамп», Rех и «Обзор». Путаница со сроками хранения средства VІС: указано, что оно может храниться 5 лет, а если посчитать по нанесенным на упаковке датам, то получается меньше.

Практические испытания

Как и в предыдущих испытаниях, эксперты проверяли жидкости по четырем важным показателям: температура замерзания, агрессивность по отношению к металлу, огнеопасность и качество очистки стекла. Все характеристики измеряли при разведении в пропорциях, указанных на этикетках.

Температуры замерзания жидкостей в различном соотношении с водой обозначены в табличках на всех упаковках концентратов. Соответствуют ли эти цифры фактическим, проверяли при помощи специальной климатической камеры. (Следует отметить, что температуру –80°С воссоздать не удалось.) Итак, во всех (!) проверенных образцах отклонений от заявленных показателей обнаружено не было. Заметим, что испытания проводились в обезличенных емкостях, причем трижды для каждой температуры.

Агрессивность, то есть способность вызывать коррозию, – не менее важный показатель. Эту характеристику проверяли по отношению к металлу, ведь жидкость может попасть на чистый металл автомобиля. Коррозийная активность всех образцов исследовалась в течение 8 суток при различных концентрациях, после чего оценивалось наличие ржавчины (согласно методике НЦПЭ «Тест», если она была замечена более чем на 50% поверхности металла – продукт агрессивный, менее 50% – слабоагрессивный, если коррозия не была обнаружена – неагрессивный).

Горит и очищает

Концентраты автоомывателей – жидкости горючие. Однако после разведения водой горючесть исчезает, что тоже неудивительно. Этот показатель проверяли, но не «наказывали» снижением оценок. Такая проверка, скорее, ориентирована на потребителя: помните о мерах предосторожности и не курите, когда разводите концентрат.

По качеству очистки стекла автоомыватели также одинаковы: отмывают стекло на «отлично». Чем сильнее разведен концентрат водой, тем слабее его отмывающая способность. Но не настолько, чтобы вовсе не очистить стекло: плохих и даже удовлетворительных оценок по этой характеристике не было. Удивительно, ведь препараты многих марок еще годдва назад справлялись с этой задачей намного хуже.

Итоги

Протестированная продукция получила высокие оценки, лишь один автоомыватель снят с теста изза упаковки – «Красный Пингвин». Нет, если купить этот концентрат и сразу же залить в бачок омывателя, результат будет отличным, а вот если хранить – могут возникнуть проблемы: спирт испарится или же постепенно жидкость выльется. Как заверили «АЦ» производители этого омывателя, на тест попал единичный брак, и сейчас плотность закрытия продукта контролируется более тщательно.

Общей оценки «отлично» удостоились 6 жидкостей: «Арктика-МВ», «Вамп», «Обзор», SAPFIRE, VIC и Walzer. Оценку «хорошо» по результатам тестирование получили автоомыватели «Азмол», Liqui Moly и Rex, их качество очистки в разведенном состоянии не совсем идеально. Таким образом, можно сделать вывод, что все прошедшие испытания образцы неплохо справляются со своими «обязанностями». Отрадно, что характеристики улучшились по сравнению с предыдущими тестами – значит, производители наши замечания не оставляют без внимания.

 Правила оценивания

Общая оценка включает три составляющие с разным «весом» в зависимости от важности данной характеристики для потребителя. Первая – маркировка – должна предоставлять наиболее полную информацию о продукте. Это довольно важная характеристика омывателя, но поскольку на качество продукта она не влияет, ее удельный вес в общей оценке – 15%. Коэффициент важности упаковки для потребителя – 5%, ведь из-за нее свойства продукта при хранении могут изменяться. Больше всего (на 80%) на окончательную оценку влияют практические испытания – для омывателей это оценка качества очистки стекла, агрессивности по отношению к металлу и соответствия температуры замерзания жидкости, разведенной в различных пропорциях, которые заявлены на упаковке. За огнеопасность оценки не снижались. Баллы выставлялись по системе вычитания (за отрицательный результат каждого вида лабораторных исследований вычитается один балл). Затем баллы за практические испытания, упаковку и маркировку суммировались в соответствии с их весомостью.

 Как определяют качество?

Качество очистки стекла – прямое назначение протестированного товара и, соответственно, самый весомый показатель. Чтобы оценить это свойство, на специальный стенд (автомобильное лобовое стекло) наносили определенное количество дорожной грязи, а затем распыляли форсунками жидкость равными порциями в течение 5 секунд с одинаковым промежутком времени и мыли новыми стеклоочистителями.

Марка 1
Арктика-МВ

Вамп

Обзор

SAPFIRE

VIC
ХарактеристикаНезамерзающая моющая жидкостьАнтиобледени-тельная стеклоомывающая жидкостьМоющее средство для ухода за стеклом и зеркалами транспортных средствАвтомобильный очиститель стеклаЗимняя жидкость для впрыскивателя
Производитель, страна производстваТхоровский спиртзавод по заказу «Компания «Эльба», УкраинаПП «Люмо», г. Черкассы, Украина по заказу ООО «Вамп»«Аванте», г. Киев, Украина«Аванте», г. Киев, УкраинаV.I.C Oil Company, Амстердам, Нидерланды
Объем, л1110,91
Цена, грн. 214,45 159,5913,08
Температура замерзания, С-80-40-80-80-75
Результаты испытаний
Заявленная температура замерзания, 0 С / фактически, замерз – не замерзконцентрат-80 н/п 8-40 / не замерз-80 н/п 8-80 н/п 8-75 н/п 8
1:1-30 / не замерз-15 / не замерз-30 / не замерз-30 / не замерз-30 / не замерз
1:2-16 / не замерз– 8 / не замерзн/п 9н/п 9-18 / не замерз
1:3– 5 / не замерз-10 / не замерз-10 / не замерз-12 / не замерз
2:1 -65 / не замерз
Коррозионная стойкость по отношению к металлуконцентратне агрессивенне агрессивенне агрессивенне агрессивенне агрессивен
1:1не агрессивенне агрессивенне агрессивенне агрессивенне агрессивен
1:2слабо агрессивенслабо агрессивенн/п 9н/п 10агрессивен
1:3агрессивенне агрессивенагрессивенагрессивен
2:1не агрессивенне агрессивен
Огнеопасностьконцентратгоритгоритгоритгоритгорит
1:1не горитне горитне горитне горитне горит
1:2не горитне горитн/п 9н/п 9не горит
1:3не горитне горитне горитне горит
2:1не горитгорит
Качество очистки стеклаконцентрат55555
1:155555
1:245н/п 9н/п 94
1:34544
2:155
Лабораторные показатели 80%55555 
Маркировка 15%43354 
Упаковка 5%55345 
Общая оценка55555 
 
Марка 1
Walzer AGS 700

Азмол

Liqui Moly

Rex

Красный Пингвин
ХарактеристикаСредство моющее синтетическое для транспорта, незамерзающийСредство стеклоомывающееКонцентрат незамерзающей жидкости для стеклаЖидкость против обледененияНезамерзающая жидкость для стеклоомывателя с сильным моющим эффектом
Производитель, страна производства«Кристалл-R» на заказ «Walzer GmbH», г. Киев, Украина«Азмол», г. Бердянск, Украина«Ликви Молли ГмбХ», г. Ульм, Германия«Кар-Рекс Майнц», г. Майнц, Германия«Verylube», г. Харьков, Украина
Объем, л11112
Цена, грн. 215,1111,88 16,6810,7928
Температура замерзания, С-80-52-60-60-32
Результаты испытаний
Заявленная температура замерзания, 0 С / фактически, замерз – не замерзконцентрат-80 н/п 8-52 / не замерз-60 / не замерз-60 / не замерз-32 / не замерз
1:1-35 / не замерз-25 / не замерз-23 / не замерз-21 / не замерз-10 / не замерз
1:2-17 / не замерзн/п 4-13 / не замерз-12 / не замерз-5 / не замерз
1:3-12 / не замерз-10 / не замерз
2:1н/п 4-35 / не замерз-34 / не замерз-20 / не замерз
Коррозионная стойкость по отношению к металлуконцентратне агрессивенне агрессивенслабо агрессивенне агрессивенне агрессивен
1:1не агрессивенслабо агрессивенслабо агрессивенслабо агрессивенслабо агрессивен
1:2слабо агрессивенн/п 5агрессивенагрессивенслабо агрессивен
1:3слабо агрессивенслабо агрессивен
2:1н/п 5слабо-агрессивенслабо-агрессивенне агрессивен
Огнеопасностьконцентратгоритгоритгоритгоритгорит
1:1не горитне горитне горитне горитне горит
1:2не горитн/п 6не горитне горитне горит
1:3не горитне горит
2:1н/п 6не горитне горитне горит
Качество очистки стеклаконцентрат55555
1:154444
1:25н/п 7444
1:344
2:1н/п 7555
Лабораторные показатели 80%54444
Маркировка 15%55443
Упаковка 5%55542 3
Общая оценка5444снят с теста

Антон Подлесный
Фото НЦПЭ «Тест» и DaimlerChrysler