Экзамен для «незамерзаек»
Тест зимних жидкостей для стеклоомывателей.
Жидкость должна была обеспечить удаление всей грязи (с солью и жиром) и не оставить на стекле разводов. После этого с разных сторон и под разными углами три независимых эксперта оценивали очистку стекла и в зависимости от его прозрачности по специально разработанной методике оценки выставляли баллы. |
Три года подряд эксперты выполняли одни и те же действия. Закупали десять пар банок с концентратами незамерзающих жидкостей в супермаркетах или на заправках, проводили эксперименты в одной и той же лаборатории и использовали одинаковую методику оценок. Однако получали совсем разные результаты! Если в итоге двух предыдущих тестов только два из десяти препаратов набрали 5 баллов, то сегодня – 6 «отличников» и три «хорошиста». Десятый участник «провалился» из-за упаковки, но в других «дисциплинах» его нельзя упрекнуть. «Такое впечатление, – говорит директор Независимого центра потребительских экспертиз «Тест» Валентин Безрукий, – что производители внимательно изучили результаты наших предыдущих тестов и внесли изменения в рецептуру и упаковку своих изделий». Например, в прошлом году сразу три жидкости не выдержали испытания холодом – замерзли при той температуре, когда должны были оставаться жидкими и работоспособными. В 2007 году все десять омывателей не замерзли при заявленных температурах при их разбавлении водой.
Итак, напомним, что зимние жидкости для очистки стекол автомобилей – это смеси этилового и пропилового спиртов, а также поверхностноактивных веществ, которые являются незаменимым компонентом всех моющих средств. В состав жидкостей вводят и красители и ароматизаторы, чтобы обеспечить привлекательный товарный вид и комфорт при использовании. Кроме своего прямого назначения, автоомыватели должны предотвращать помутнение стекла и появление на нем пятен от жиров и солей. И естественно, бережно относиться к автомобилю, т. е. не вызывать коррозии и повреждения лакокрасочного покрытия. Зимой – не замерзать согласно обещаниям производителей.
Упаковка
Из 10 протестированных образцов 8 представлено в литровых упаковках. Омыватель SAPFIRE меньшего объема – 0,9 л , оттого его цена ниже; «Красный Пингвин» – двухлитровый (стоимость – выше почти вдвое по сравнению с остальными участниками). Заботой об автомобилистах можно назвать черточкиотметки на упаковке, обозначающие объем. Ведь для правильного разведения необходимо отмерить то или иное количество концентрата и смешать его с водой, а мерная емкость далеко не всегда находится под рукой. Такие отметки присутствуют на упаковках «Вамп», «Красный Пингвин», Walzer и «Арктика-МВ».
«Красный Пингвин» отличается не только двухлитровой оригинальной упаковкой, но и… ее негерметичностью (на двух закупленных образцах). Если ее перевернуть, то жидкость начнет капать. Кроме того, средство будет испаряться (сделаното на основе спирта), а значит, терять свои свойства.
Этикетка
На этикетке обычно указывается состав жидкости, но иногда – не полностью («Обзор» и Rех). В некоторых же случаях производители и вовсе обходятся без состава: «Арктика-МВ», Liqui Moly, «Вамп» и «Красный Пингвин». На первый взгляд, он действительно не нужен (кто помнит эту химию со школы?), но автоомыватель – вовсе не безобидное средство. В случае его попадания в организм человека очень важно знать состав, чтобы правильно оказать медицинскую помощь. К сожалению, напоминаний об опасности на протестированных средствах также маловато. Не хватает универсальных знаков горючести и опасности на этикетках «Арктика-МВ», «Обзор», Rех, «Вамп», SAPFIRE и «Азмол». На упаковке омывателя «Красный Пингвин» одновременно нанесены предупреждающие знаки и надпись о том, что он не вреден для здоровья. На упаковке средства SAPFIRE текстовые предостережения нанесены не очень удачно: красный шрифт на синем фоне плохо читается. Да и таблица разведений этого концентрата напечатана мелким шрифтом. Похожий неудачный вариант нанесения предостережений на упаковке «Обзор»: красный шрифт и темно-зеленый фон. Не обозначены условия хранения на омывателях «Вамп», Rех и «Обзор». Путаница со сроками хранения средства VІС: указано, что оно может храниться 5 лет, а если посчитать по нанесенным на упаковке датам, то получается меньше.
Практические испытания
Как и в предыдущих испытаниях, эксперты проверяли жидкости по четырем важным показателям: температура замерзания, агрессивность по отношению к металлу, огнеопасность и качество очистки стекла. Все характеристики измеряли при разведении в пропорциях, указанных на этикетках.
Температуры замерзания жидкостей в различном соотношении с водой обозначены в табличках на всех упаковках концентратов. Соответствуют ли эти цифры фактическим, проверяли при помощи специальной климатической камеры. (Следует отметить, что температуру –80°С воссоздать не удалось.) Итак, во всех (!) проверенных образцах отклонений от заявленных показателей обнаружено не было. Заметим, что испытания проводились в обезличенных емкостях, причем трижды для каждой температуры.
Агрессивность, то есть способность вызывать коррозию, – не менее важный показатель. Эту характеристику проверяли по отношению к металлу, ведь жидкость может попасть на чистый металл автомобиля. Коррозийная активность всех образцов исследовалась в течение 8 суток при различных концентрациях, после чего оценивалось наличие ржавчины (согласно методике НЦПЭ «Тест», если она была замечена более чем на 50% поверхности металла – продукт агрессивный, менее 50% – слабоагрессивный, если коррозия не была обнаружена – неагрессивный).
Горит и очищает
Концентраты автоомывателей – жидкости горючие. Однако после разведения водой горючесть исчезает, что тоже неудивительно. Этот показатель проверяли, но не «наказывали» снижением оценок. Такая проверка, скорее, ориентирована на потребителя: помните о мерах предосторожности и не курите, когда разводите концентрат.
По качеству очистки стекла автоомыватели также одинаковы: отмывают стекло на «отлично». Чем сильнее разведен концентрат водой, тем слабее его отмывающая способность. Но не настолько, чтобы вовсе не очистить стекло: плохих и даже удовлетворительных оценок по этой характеристике не было. Удивительно, ведь препараты многих марок еще годдва назад справлялись с этой задачей намного хуже.
Итоги
Протестированная продукция получила высокие оценки, лишь один автоомыватель снят с теста изза упаковки – «Красный Пингвин». Нет, если купить этот концентрат и сразу же залить в бачок омывателя, результат будет отличным, а вот если хранить – могут возникнуть проблемы: спирт испарится или же постепенно жидкость выльется. Как заверили «АЦ» производители этого омывателя, на тест попал единичный брак, и сейчас плотность закрытия продукта контролируется более тщательно.
Общей оценки «отлично» удостоились 6 жидкостей: «Арктика-МВ», «Вамп», «Обзор», SAPFIRE, VIC и Walzer. Оценку «хорошо» по результатам тестирование получили автоомыватели «Азмол», Liqui Moly и Rex, их качество очистки в разведенном состоянии не совсем идеально. Таким образом, можно сделать вывод, что все прошедшие испытания образцы неплохо справляются со своими «обязанностями». Отрадно, что характеристики улучшились по сравнению с предыдущими тестами – значит, производители наши замечания не оставляют без внимания.
Правила оценивания | |
| |
|