Уже с февраля 2021 года французская компания Safra и бельгийская Van Hool могут рассчитывать на заключение крупного контракта по автобусам, работающим на топливных элементах
Агентство государственных закупок Франции (UGAP) отобрало для коммерциализации двух европейских производителей автобусов на топливных элементах – Safra и Van Hool. UGAP отмечает, что с 1 января 2020 года во Франции 50% вновь приобретенных городских автобусов и междугородних автобусов должны быть отнесены к категории машин с низким уровнем выбросов для парка из 20 транспортных средств и более. Эта часть будет увеличена до 100% с 1 января 2025 года.
Новое предложение использования водородных автобусов через UGAP призвано дать возможность операторам и органам общественного транспорта достичь своих целей на различных этапах обновления парка экологически чистых транспортных средств.
Отметим, что в период за 2012 − 2020 гг. в Европе было введено в эксплуатацию около 150 автобусов на топливных элементах. А в ближайших планах – до 2025 года их число должно увеличится ни много ни мало на 1200 ед. Что же касается глобального рынка, то по данным BloombergNEF, на конец 2020 года в мире эксплуатировалось около 4250 автобусов на водороде.
Французская компания Safra производит две модели на водороде – Business H2, длиной 10 и 12 м, с двигателем мощностью 250 кВт. Safra сотрудничает с дочерней компанией Michelin – Symbio (специалист по водороду в Michelin group).
Первый автобус (всего их пока 6) уже доставлен в Артуа-Гоэль, а еще пять направляются в Осер. Модели от Safra имеют двухмодульное шасси и свободную конструкцию. Safra и Symbio сделали выбор в пользу умной гибридной системы, интегрировав модуль 30-килловатный модуль топливных элементов (модель H2Motiv) и блок аккумуляторов 132 кВт.ч (блок “средней мощности”). Это означает, что машина везет меньше водорода, чем решение “Full Power” (которое использует небольшую батарею и большой топливный элемент).
Что же касается бельгийского производителя Van Hool, то он имеет в портфеле модель A330 FC 6W, длиной 12 м. Она оснащена тяговой батареей 24 кВт .ч и модулем топливных элементов мощностью 83 кВт.
По состоянию на декабрь 2020 года автобусы на топливных элементах Van Hool суммарно проехали 10 миллионов километров. До конца 2020 года было продано 141 единиц (поставлено или заказано). Более того, Van Hool дополнительно получил заказы от таких клиентов, как Qbuzz в Гроенингене, который уже купил два водородных автобуса в 2017 году и заказал еще 30 единиц в 2020-м. Среди клиентов и компания RVK Cologne, которая хочет приобрести 35 автобусов на топливных элементов к уже двум имеющемся.
2019 год стал важным годом для бельгийского производителя, который начал сотрудничать с компанией Ballard Power Systems в качестве поставщика топливных элементов. В итоге были запущены две новые модели автобусов. Это A330 FC и инновационный, сочлененный Van Hool Exqui.City 18 FC. Последний дебютировал в декабре 2019 года во французском городе По. Эта машина отличается тем, что является первой в мире моделью для системы скоростного автобусного сообщения, работающей на водороде. Восемь 18-метровых Van Hool Exqui.City FC уже работают на выделенной линии длиной 6 км.