В первых автомобильных фарах использовались ацетиленовые фонари. Затем появились фары с лампами накаливания, газоразрядные, ксеноновые. Но эти источники света вытесняются светодиодами.
В первых автомобильных фарах использовались ацетиленовые фонари. Затем появились фары с лампами накаливания, газоразрядные, ксеноновые. Но эти источники света вытесняются светодиодами.
В первых автомобильных фарах использовались ацетиленовые фонари. Затем появились фары с лампами накаливания, газоразрядные, ксеноновые. Но эти источники света вытесняются светодиодами. |
Автопроизводители обратили внимание на светодиод благодаря ряду его улучшенных характеристик: высокой скорости срабатывания, минимальным габаритным размерам и энергопотреблению, большому сроку службы. Светодиоды можно объединять в группы и включать их в требуемых комбинациях. Это дает возможность реализовать самые причудливые фантазии дизайнеров и получить фары с мгновенным изменением мощности светового пучка в широких пределах за счет включения нужного количества светодиодов. Уже сейчас светодиоды по мощности светового потока сопоставимы с ксеноновыми лампами и значительно превосходят галогенные источники света.
Особенности конструкции
Светодиод – это полупроводниковый прибор, который преобразует электрический ток непосредственно в световое излучение. В отличие от ламп накаливания, светящихся в результате нагрева нити до очень высокой температуры, работа светодиодов основана на способности некоторых сочетаний полупроводников излучать кванты света при прохождении тока через p-n переход. Другими словами, они дают «холодный» свет. Длина его волны (цвет) определяется материалами полупроводникового кристалла. Существуют светодиоды, излучающие красный, желтый, зеленый, синий и белый цвета.
Наружное освещение
До недавнего времени светодиоды использовались только в задних фонарях и повторителях указателей поворотов, установленных в корпуса боковых зеркал заднего вида. В стоп-сигналах самой важной характеристикой стала высокая скорость срабатывания, благодаря светодиодам они загораются на 2–3 десятых секунды раньше. А это позволяет водителю едущей сзади машины быстрее отреагировать на торможение лидера и в ряде ситуаций избежать столкновения (при скорости 60 км/ч эти доли секунды равноценны увеличению дистанции на 3,4-5 м). Размеры и форма стоп-сигналов могут быть любыми, а подключая разные группы светодиодов, получают всевозможные варианты световых сигналов. Изменяя силу тока, регулируют интенсивность света, что позволяет получить соответствующую светоотдачу для различных условий (день, ночь, туман) и даже изменять интенсивность свечения в зависимости от силы нажатия на педаль тормоза.
| |
| |
В последние годы активно ведется работа по использованию светодиодов в фарах головного освещения. Просматривается несколько направлений. Первое – это применение в фарах группы светодиодов. Они размещаются в одном блоке и в зависимости от количества и мощности включенных элементов обеспечивают габаритные огни, указатели поворотов, дневной, ближний и дальний свет (Hella). Такие фары устанавливаются на Audi A8 W12, предназначенные для рынка США.
Другой подход (Valeo) – это комбинация группы светодиодов с ксеноновой (биксеноновой) лампой. В такой фаре за ближний и дальний свет отвечает ксенон, все остальные режимы (габаритное освещение, боковая подсветка, указатели поворотов) обеспечиваются светодиодами.
Кроме светодиодных блок-фар, в которых реализованы все режимы, Hella предлагает отдельно устанавливаемые фары дневного света (для постоянного использования в светлое время суток. Автомобиль с такими фарами заметен лучше, чем с включенным ближним светом, а их потребляемая мощность составляет всего 5 Вт. Для сравнения: две включенные лампы ближнего света потребляют 100–110 Вт. Поэтому нагрузка на генератор минимальна, и включение светодиодных фар дневного света практически не сказывается на энергетическом балансе автомобиля и расходе топлива. Сегодня основным недостатком светодиодных фар является их высокая стоимость.
Экзотика
Малое время реакции светодиодов, позволяющее включать и выключать их с большой частотой, натолкнуло конструкторов на идею использования приборов освещения для передачи информации от автомобиля к автомобилю. Например, бортовой компьютер впереди идущей машины, распознав при помощи радара возможность возникновения аварийной ситуации, одновременно с началом аварийного торможения своего автомобиля передает при помощи комбинации импульсов задних фонарей сигнал опасности на компьютер идущего сзади авто. Водитель еще не успел оценить ситуацию, а его машина уже начнет тормозить сама, передав сигнал тревоги дальше по цепочке.