Напомним, что ранее Президент Украины хотел обязать водителей ездить днем в осеннее-весенний период времени с включенным ближним светом фар. Таким образом, по его мнению, Украина могла бы присоединиться к числу стран, в которых дневные ходовые огни уже стали нормой автомобильной жизни.
Но почему именно ДХО, почему не ездить просто с ближним светом, ведь правила это разрешают… Ответа на этот вопрос целых три:
1. Ближний свет – мера компромиссная, поскольку днем его плохо видно. Конечно, ДХО дают меньшее количество света, зато их яркость, а значит и заметность – выше.
2. Днем легко можно забыть включить ближний свет – дорогу-то видно, и в результате получить напоминание от сотрудника Госавтоинспекции – вместе с соответствующим штрафом.
3. Жечь головной свет днем просто невыгодно, во всех отношениях. Именно потому все новые автомобили европейского производства штатно оборудуются дневными ходовыми огнями. Ведь в отличие от галогенных ламп светодиодные ДХО на порядок дольше служат и потребляют в 10-20 раз меньше энергии.
Срок службы, к примеру, светодиодных ходовых огней Philips составляет не менее 5000 часов: экономия на стоимости ламп и услуг по их замене очевидна. Минимальное энергопотребление позволяет экономить и топлив – от 1 гр. на км, что на скромных 20 тыс. годового пробега – минимум 20 литров, а за 100 тыс. пробега «накапает» и вся цена хороших ходовых огней. В итоге, даже при умеренной эксплуатации ДХО окупаются только на топливе, не говоря уже о лампах головного света!
А что будет, если поставить «для галочки» ДХО безымянного китайского производителя, и еще немножко сэкономить? Ну, светят слабо, так ведь если не нарушать, так и предупреждать о своем появлении на перекрестке нет особой необходимости… Однако, сэкономить таким способом, мягко говоря, не получится, а в вопросах безопасности компромиссы неуместны. Однако – обо всем по порядку.
Вряд ли можно говорить об экономии, если за несоответствие дешевых и еле заметных огней своему назначению, придется расплачиваться периодическим общением с инспекторами относительно выполнения вышеупомянутого постановления. Возможно, поначалу не будет утвержденной методики определения соответствия ДХО, но в том, что она будет разработана, дабы «наказать гривной» тех, кто установил вместо ДХО несколько светодиодов, произведенных для елочной гирлянды, можно не сомневаться. Если уж устанавливать ДХО, то соответствующие спецификациям, которыми определяются сила излучаемого света, форма светового пучка, освещающая поверхность и цветовая температура. А также – согласно международным требованиям по расположению*.
Теперь вопрос безопасности. Вопроса о том, лучше ли заметен автомобиль с дневными ходовыми огнями не возникает, вопрос в другом – зачем мне действительно яркие и качественные дневные ходовые огни, заметные издалека и под большим углом, если можно поставить дешевые «для галочки»? Ведь моя безопасность, как участника дорожного движения, в основном зависит от того, вижу ли Я все другие машины…
Вопрос, действительно, заслуживающий серьезного рассмотрения. Конечно, тот водитель, который никогда и ни при каких обстоятельствах не нарушает правил дорожного движения, больше заинтересован в том, чтобы видеть других – потенциальных нарушителей. Видят ли его, в то время как он совершает свои абсолютно выверенные и безопасные маневры – настолько ли важно? А если кто и «подставится», так на то и КАСКО, и ОСАГО есть. Теория в целом логичная, но, как многие теории, безмерно далекая от реальной жизни. По крайней мере, по нескольким пунктам:
1. Лучше быть целым, чем правым. Тем более, что даже ДТП с самым положительным, с точки зрения страхового разбирательства, исходом – это все равно потери времени и нервов.
2. Иллюзия абсолютного соблюдения правил. Даже если водитель никогда не совершал умышленных нарушений ПДД, и никогда не замечал за собой неумышленных, то это вовсе не означает, что он таковых никогда не совершал.
3. Спорные ситуации. В практике страховых комиссаров масса случаев, когда оба участника ДТП с «томиком» правил в руках доказывают свою правоту. И что самое интересное – они оба правы… с определенной точки зрения. Просто не все дорожные ситуации можно уложить в прокрустово ложе строгих формулировок. Кроме того, в процессе движения много «переходных моментов» и «смежных зон», в которых происходит смена приоритетного права на движение, режима проезда перекрестка, и тому подобное.
Также надо учесть, что дневные ходовые огни не только делают автомобиль более заметным. Не менее важно, что они помогают точнее оценивать расстояния. Так устроено наше зрение – «навести резкость» проще на яркую точку, чем на размытый силуэт.
Вывод очевиден. Для того, чтобы обеспечить безопасное движение, недостаточно самому быть дисциплинированным и наблюдательным в отношении других участников движения водителем. Надо и повысить свои шансы получить такое внимание, то есть – быть замеченным. Также надо учесть, что, чем больше на дороге автомобилей с дневными ходовыми огнями, тем менее заметны среди них автомобили с огнями слабыми, «номинальными», ибо водители даже днем начинают ориентироваться на свет, как ночью. Конечно, до «ночного режима наблюдения», при котором есть свет – есть машина, нет света – нет машины, еще далеко, но тенденция просвечивается.
Теперь остается главный вопрос: «Какие же ДХО устанавливать?». Многие производители предлагают врезные конструкции, однако их установка довольно сложна и требует особых навыков. Предлагаются и навесные моноблоки для монтажа в решетки бампера, однако в большинстве своем они имеют размер, делающий невозможной их корректную установку. Те же, что подходят по размеру, как правило, не соответствуют нормативам ввиду слабой светосилы, а многие из предлагаемых сегодня на рынке огней и вовсе не имеют сертификации, потому риск приобрести под видом ходовых огней елочное украшение весьма велик. Проще говоря, увидев новый рынок, некоторые производители бытовых светодиодов стали ставить их в пластмассовые корпуса, и выдавать за дневные ходовые огни.
Выгодно отличаются на этом фоне ДХО от Philips. Сегодня в их линейке три разновидности ДХО: на четыре, пять и восемь светодиодов. Популярность ДХО этого производителя закономерна, ибо еще в 1992 году инженерами Philips разработана светодиодная индикация для модели Ford Thunderbird. Эта же компания оснастила первыми ДХО модели Audi A8 в 2004 году. Новые модели дневных ходовых огней Philips, благодаря белому и яркому свету светодиодов Philips LUXEON® и Philips LUXEON® Rebel, которые производятся в США компанией PHILIPS LUMILEDS – лидером в разработке и производстве LED-кристаллов, сделают любой автомобиль хорошо заметным на дороге.
ДХО должны быть не только правильными, но и правильно подключенными. Правила ЕЭК ООН №48 гласят, что дневные ходовые огни должны включаться автоматически при пуске двигателя и автоматически выключаться, когда включаются головные фары, за исключением тех случаев, когда головные фары включаются на короткий промежуток времени (подмигивание). В дополнение к этим требованиям, при правильном подключении ДХО Philips могут работать в режиме уменьшенной яркости или автоматически «притухать» при включении указателя поворотов.
Вывод прост: устанавливать ДХО надо, причем сразу ставить как надо, и ставить огни качественные, чтобы потом не ставить заново. Тем более, что стоимость даже самых качественных ДХО окупается за счет их экономичности, не говоря уже о том, что комфорт и тем более безопасность нельзя переоценить.
*Требования по установке ДХО описаны в правилах ЕЭК ООН №87. Согласно им, ходовые огни должны быть установлены не ниже 250 мм и не выше 1500 мм от поверхности дорожного полотна. Минимальное расстояние между внутренними краями огней – 600 мм, а от огней до края автомобиля – не более 400 мм.