X

ДХО своими руками: и днем под контролем

Хватит завидовать водителям тех иномарок, у кого светом фар в режиме дневных ходовых огней управляет электроника – несложная схема на реле и диодах наделяет подобным удобством даже «копейку».

Главные неудобства в требовании обязательного включения вне населенных пунктов ближнего света фар в осенне-зимне-весенний период – в вероятности забыть это сделать перед поездкой и в угрозе посадить аккумулятор, если не выключить фары на стоянке. Это касается в первую очередь бюджетных машин и автомобилей прошлых поколений, не оборудованных системами, защищающими аккумулятор от глубокой разрядки – различными парковочными реле времени, сигнализацией невыключенного света при выключении зажигания и т. п.

Свет с удобствами
Несложный набор деталей и некоторые «электромонтерские» навыки могут наделить удобной автоматикой самый примитивный автомобиль. Ближний свет фар будет автоматически включаться при работающем двигателе, и отключаться при его остановке, а также при пребывании на парковке – даже если будет необходимость держать мотор работающим (например, для работы отопителя). При этом габаритные огни и подсветка приборов светиться не будут, а перевести освещение в «ночной режим» можно как обычно – цент­ральным переключателем света.

В отличие от имеющихся в продаже электронных контроллеров дневного света, данная релейная схема в несколько раз дешевле – вместе с работой по установке она обходится в сумму порядка 100 грн. Сразу отметим, что практически для каждой модели автомобиля описанное устройство будет иметь свои особенности (точки подключения реле и диодов) – поэтому даем лишь общие положения, которые мало-мальски опытный электромонтер сможет реализовать на конкретной машине «по месту».

Источники информации
Для создания такого дополнительного комфорта строится схема, которая подаст напряжение на лампы ближнего света в обход штатного центрального переключателя света при соблюдении некоторых условий.

Так, сенсорами, которые просигнализируют системе о старте двигателя и «дадут добро» на включение фар в режиме ДХО, может послужить один из штатных датчиков – аварийного давления масла или контрольной лампы зарядки аккумулятора. Выбор для включения в схему того или иного из вышеупомянутых датчиков может быть обусловлен удобством подключения к нему «сигнального» провода.

В свою очередь, информацию о том, что при работающем мо­торе свет фар не нужен, можно получить на клеммах выключателя лампы стояночного тормоза или положения Parking автоматической коробки передач. Отключить систему на летнее время можно будет, убрав из гнезда «персональный» предохранитель, который обязательно нужно включить в схему для защиты.