При столкновении машины с препятствием первыми принимают удар на себя бамперы.
При столкновении машины с препятствием первыми принимают удар на себя бамперы.
При столкновении машины с препятствием первыми принимают удар на себя бамперы. |
Со временем бампер стал элементом дизайна и одним из средств улучшения аэродинамики автомобиля. В ряде машин в бамперы теперь устанавливают различные датчики (ультразвуковые, удара), работающие в основном с системами безопасности (парктроник, активный круиз-контроль), а также противотуманные фары и омыватели фар.
Есть ли место для фантазии?
Если на различных автомобилях установить бамперы на разной высоте, пользы будет мало. Конечно, они защитят при наезде на препятствия, но при столкновении двух машин могут остаться целыми, а кузова будут повреждены. Чтобы этого избежать, разработано несколько нормативных документов, определяющих высоту установки и ударопоглощающие характеристики бамперов. На большинстве современных автомобилей (в том числе грузовых) бамперы устанавливаются примерно на одной высоте. В Европе действует стандарт ЕC R 42, за океаном – нормы США (часть 581) и стандарт автомобильной безопасности Канады CMVSS 21S. Требования американских стандартов по ударопоглощающим характеристикам значительно жестче, чем в Европе. Если по нормам ЕC не должно быть деформаций кузова при столкновении на скорости 4 км/ч, то в США эта скорость равна 5 милям в час (около 8 км/ч). При этом судьба самого бампера никого не волнует, он может и разрушиться.
В ходе краш-тестов удар наносится на высоте 454 мм от уровня дороги. Требования по установке дополнительных бамперов на грузовики и прицепы (задний и боковые) аналогичны.
Как они устроены?
Предназначение большинства бамперов – жертвовать собой, спасая кузов. Энергия удара поглощается за счет деформации или разрушения самого бампера и кронштейна его крепления. Конструкция «поглотителя энергии» может быть разной. На старых легковых автомобилях (например ВАЗ-2105), некоторых внедорожниках и грузовиках применяется бампер в виде сплошного бруса (стального или алюминиевого), закрепленного на кронштейнах. При ударе происходит смещение кронштейна крепления в кузове или деформация стальных полос, вследствие чего частично поглощается энергия удара.
Часть «защитников» представляет собой пластиковую деталь, которая крепится на специальных кронштейнах («Таврия», «Славута», «вазовские» «девятки» и «десятки»). В этом случае при ударе происходит деформация или разрушение самого бампера.
Еще один вариант – пластиковые бамперы с энергопоглощающей вставкой. Это пластиковая оболочка с металлическим основанием, а между ними – пенополиуретан или пластмассовая вставка с ячеистой структурой. Прочность конструкции рассчитывается таким образом, чтобы за счет деформации оболочки и наполнителя частично поглотить энергию столкновения. Если для наружной оболочки использован упругий пластик, после небольшого удара он может восстанавливать свою форму. Как правило, в современных машинах используют термопластичные материалы. Это упрощает их ремонт при незначительных повреждениях и облегчает переработку при утилизации автомобилей.
Как в металлические, так и в пластиковые бамперы иногда монтируются вставки из мягкого пластика или твердой резины, которые принимают на себя удар при столкновениях на минимальной скорости.
На концептуальных автомобилях встречались экзотические конструкции с пружинами, гидравлическими амортизаторами. Но до их установки в серийные авто дело не дошло.
Тюнинг или безопасность?
При тюнинге штатные детали часто заменяют обвесами, изготовленными из пластика. В этом случае могут возникнуть определенные сложности с точки зрения безопасности. Далеко не все производители выполняют расчеты поглощающей способности тюнинговых деталей при ударе, и такой обвес вряд ли защитит кузов от повреждения.
Источником дополнительных хлопот для владельца могут стать «кенгурятники». Изготовленные из прочных труб и прикрепленные мощными кронштейнами к кузову (раме), они при столкновении передают удар непосредственно на кузов. При этом пассажиры подвергаются повышенным нагрузкам, а силовая структура кузова сильнее деформируется.