X

Автопарки под контролем

Мониторинг слежения за автопарком на основе технологий М2М (машина-машина) может быть полезен и владельцу крупнейшей логистической компании с парком многотонных фур, и директору автобусного парка, и хозяину службы такси, и главврачу скорой помощи, и офис-менеджеру, отвечающему за работу двух-трех офисных курьеров.

Еще не так давно не было никакой возможности узнать, где в данный момент пребывает каждая единица транспорта, куда и как она перемещается, каково ее техническое состояние и насколько рационально водитель распоряжается содержимым ее топливных баков. С появлением глобальных систем спутникового позиционирования и надежного покрытия сотовой связью территории Земли такая возможность появилась. Сегодня различными производителями созданы и обкатаны комплексные системы, которые отслеживают и анализируют передвижения и маршруты автопарков любого назначения и с разным количеством машин. Большое достоинство организованных на базе М2М мониторинговых систем в том, что они подлежат настройке в самых широких пределах. Давайте посмотрим, как все это работает.

Ты куда поехал?

Маршрут автомобиля может отслеживаться с разной степенью детализации, датчик геолокации – опрашиваться раз-два в минуту или же раз в час. Можно активировать функцию ограниченных геозон. Тогда система будет бить тревогу, если, допустим, «дальнобойная» фура отклонится от заданного маршрута или развозной фургон покинет тот сектор города, куда его на сегодня отправили работать. С другой стороны, на основе информации о перемещениях машины можно создать путевой лист водителя, чтобы, ориентируясь на него, сразу начислять шоферу зарплату.

А что у нас с бензином?

Контролировать заправки и сливы топлива из баков (а у многотонных машин это сотни литров) также можно на расстоянии, не выходя из офиса. Например, чтобы водитель не догадывался о контроле. В таком случае может быть или задействован дополнительный сенсор бензобака, или использован штатный датчик, но соответствующим образом настроено программное обеспечение – с фиксацией момента резкого падения уровня топлива в баке.

Что внутри

Основные компоненты мониторинга за автотранспортом изобретены давно: созвездия спутников GPS, связь GSM и 3G, датчики и, наконец, компьютеры. Но увязать все системы в одну, да еще исключив из нее человека, люди смогли не так давно.
На машину, которую владелец хочет взять под контроль, устанавливается небольшой модуль. По привязке к спутникам GPS он определяет местонахождение машины и затем по сети мобильной связи отправляет информацию на сервер владельца. Там она обрабатывается и выстраивается на экране (и в памяти компьютера, естественно) в виде реального маршрута движения, который может быть заранее запрограммированным образом проанализирован и предоставлен человеку.

Соответственно, волшебный модуль, кроме навигационного чипсета, имеет SIM-карту одного из наиболее надежных операторов. Важно, чтобы связь этого оператора максимально покрывала территорию пребывания автопарка, а при необходимости – и зарубежные страны. При этом роуминг должен быть доступным по тарифам. Кстати, у Vodafone Украина для корпоративных клиентов, в том числе автопарков, существуют специальные тарифы на услугу с М2М. Оператор также может предоставить техническую помощь по настройке системы. Ведь владелец может потребовать получение от автомобиля более подробной информации.

Куда спешим?

Настоящий бич для перевозчиков, использующих компактные современные фургоны или легковые такси, – лихачество водителей. Ведь неаккуратность драйвера и грубые нарушения ПДД зачастую становятся причиной простоя транспорта, а также могут привести к прямым финансовым потерям в результате аварий. Но как проконтролировать режим езды каждого «шумахера»? Для онлайн-мониторинга М2М нет ничего проще: используя G-сенсор (датчик ускорений), система может фиксировать активность движения автомобиля, определять среднюю скорость, считать количество резких торможений в час и в день. Проанализировав эту информацию, легко составить представление о стиле езды каждого наемного водителя и сделать выводы о том, кто больше других «убивает» подвеску, впустую сжигает топливо и сокращает ресурс силового агрегата.

На сервис не пора ли?

Самые рачительные хозяева при помощи мониторинга М2М могут держать на контроле даже состояние автомобиля. Можно сделать так, чтобы бортовая система диагностики машины сообщала о неполадках – уже существующих или только назревающих – непосредственно на базу, а также чтобы диспетчер прекратил эксплуатацию конкретного автомобиля или забронировал ему время в ремонтной зоне предприятия. В принципе, данные о работе систем машины могут поступать сразу на дилерский сервис. В Европе подобные СТО и бортовые комплексы уже работают.

Точность – вежливость коммунальщиков

Для транспорта многих автопарков важна регулярность движения – например, трамвайные, троллейбусные и автобусные парки, машины аварийных коммунальных служб. Тут уже есть потребность не столько в контроле за действиями водителей, сколько в знании и учете всех факторов в планировании задач реальных дорожных условий – плотности трафика, «бутылочных горлышек» на улицах, разбитых участков дорог, ремонтах, ДТП. Вопрос решается очень просто, если автомобили и диспетчерская оснащены системой мониторинга, действующей по принципу М2М.

Фото из архива редакции