Разработке систем безопасности в BMW Group всегда уделялось особое внимание, а их новые идеи вызывают ощущение, что ты смотришь фантастический фильм.
Разработке систем безопасности в BMW Group всегда уделялось особое внимание, а их новые идеи вызывают ощущение, что ты смотришь фантастический фильм.
Разработке систем безопасности в BMW Group всегда уделялось особое внимание, а их новые идеи вызывают ощущение, что ты смотришь фантастический фильм.
Пешеходы под контролем
Для избежания аварий с участием пешеходов в дневное время суток баварцы разрабатывают несколько систем. Одна из них построена на базе возможностей камеры, установленной под салонным зеркалом заднего вида. Если камера «видит» и идентифицирует потенциального пешехода, система предупреждает водителя визуальными и звуковыми сигналами, а также «готовит» автомобиль к возможному экстренному торможению – подводит колодки максимально близко к дискам. У водителя есть время для принятия решения о торможении или маневре. Если же он не может предотвратить столкновение, система сама за 600 миллисекунд до удара инициирует экстренное торможение с целью как можно быстрее погасить скорость автомобиля. В любой момент водитель может отменить автоматическое экстренное торможение поворотом руля или ускорением машины. Проблемой при разработке этой системы является динамичный характер движения пешеходов и их непредсказуемость. Нужно выбрать оптимальный момент экстренного торможения: опоздание приведет к повышению вероятности наезда, а ранняя реакция – к ложным срабатываниям. Эта система безопасности разрабатывается для городских условий, поэтому расчетная максимальная скорость составляет 60 км/ч. Если данное устройство снижает скорость столкновения до 40 км/ч, то кинетическая энергия автомобиля уменьшается вдвое, а это – значительное снижение тяжести травм пешехода.
Технология распознавания пешеходов днем позаимствована из системы ночного видения. |
Безопасность невидимок
Как сделать безопасными ситуации, когда пешеход скрыт от глаз – например, выходит из-за автобуса или грузовика? В таких случаях защитить их призваны разработки BMW под названием Amulett и Ко-TAG. Проект Amulett предполагает, что пешеходы и велосипедисты носят с собой специальный передатчик (транспондер), сигнал которого идентифицирует специальная активная система автомобиля, а затем оценивает расстояние до пешехода и направление его движения. Если траектории машины и пешехода опасно пересекаются, водитель получает аудиовизуальное предупреждение. Но если он не реагирует, сигнал предупреждения нарастает – вплоть до автоматического экстренного торможения. Водитель имеет возможность затормозить самостоятельно или совершить маневр. AMULETT видит пешеходов на расстоянии более 100 метров на открытом пространстве и не менее 20 метров, если они скрыты, например, за углом дома или припаркованным автомобилем. Вторая разработка – Ко-TAG адаптирует транспондеры для «общения» авто между собой и создания общей картины дислокации машин, пешеходов и ситуации на дорогах. Анонимность носителей транспондеров обеспечивает плавающий код – для исключения слежки за людьми.
Изначально транспондер был размером со школьный рюкзак, сейчас – как пачка сигарет, а вскоре будет монтироваться в шариковые ручки. |
Помощник в пробках
В BMW разрабатывается еще одна «умная» система, которая призвана удерживать безопасное расстояние за ведущим автомобилем и позволяет оставаться в своей полосе движения при небольших изгибах дороги в самом широком диапазоне скоростей – от 0 км/ч до 130 км/ч. Для этого «скрестили» активный круиз-контроль с системой слежения за полосой движения. Теперь, «сев на хвост» удобному автомобилю, водитель сможет расслабиться. Ведь, помимо безопасной дистанции, машина сохраняет и свою полосу движения, поворачивая в нужных ситуациях руль. Правда, водитель не может совсем бросить баранку, так как система автоматически отключится. Помощник активируется, как только водитель снова положит руки на рулевое колесо. Это исключит соблазн убрать руки с руля. Водитель может отключить систему выключателем или, например, начав менять полосу движения.
В крутых поворотах или при отсутствии разметки помощник рекомендует водителю взять управление на себя и автоматически выключается. |
Боковые столкновения
При многорядном движении часто возникает риск боковых столкновений с автомобилями, находящимися в «мертвой зоне» зеркал заднего вида. Для их исключения BMW разрабатывает систему предупреждения бокового столкновения (Lateral Collision Avoidance). При появлении в опасной близости «активного» соседа на дороге водитель сначала получает сигналы на лобовом стекле. Когда же расстояние критическое, руль короткими импульсами активно подталкивает водителя к нужному маневру. И если тот следует рекомендациям, столкновения можно избежать. При сужении пространства с обеих сторон машины импульсы руля помогают водителю держаться по центру, а если авто никак не «вписывается» в свободное пространство, система его притормозит.
Аварийный тормоз
Современные модели BMW уже оснащаются системой предупреждения о возможном столкновении. Но новая Active Hazard Braking (система активного торможения в случае опасности) идет еще дальше, осуществляя при необходимости автономное торможение. При скорости 80-130 км/ч исследовательский прототип на базе X5 может даже избежать аварии, а не просто смягчить ее последствия. Система способна обнаруживать стоящие крупные транспортные средства, а также ведется работа по распознаванию мотоциклистов. Чтобы воссоздать как можно более точную картину происходящего вокруг, измеряются не только скорость и расстояние до впереди идущего автомобиля, но и определяются относительное ускорение, имеющееся для принятия решения время и траектории движения всех автомобилей в пределах дальности обнаружения. Датчики контролируют пространство вокруг автомобиля, выявляя ограждения, разделители полос движения и любые другие препятствия на дороге для проверки, есть ли впереди пространство для маневра. В нынешнем прототипе лазерные сканеры и радиолокационные датчики способны производить такие измерения на расстоянии до 160 метров впереди автомобиля и до 20 метров по сторонам. Дополнительные радиолокационные датчики контролируют пространство до 150 метров сзади. Это позволяет инженерам исследовать и сравнивать различные технологии измерений. Для более точного определения дорожной ситуации в расчет также принимаются данные об угле поворота рулевого колеса, демонстрирующие намерения водителя, а также сведения о текущей полосе движения и сигналы системы контроля бдительности водителя.
Если водитель вовремя поворачивает руль, система деактивируется. |
Скорая помощь
В рамках проекта SmartSenior – Intelligent Services for Senior Citizens (интеллектуальная помощь пожилым людям) инженеры BMW работают над системой аварийной остановки авто Emergency Stop Assistant. Партнеры BMW в этом проекте – Siemens и берлинская компания Charite University Clinic. Алгоритм работы системы следующий. Обнаружив, что водитель потерял сознание, автомобиль включает аварийку и сначала едет в своей полосе, поддерживая безопасную дистанцию до впереди идущей машины. Затем поэтапно перестраивается правее, съезжает на обочину, останавливается и вызывает «скорую помощь». При перестроениях вправо автомобиль пропустит те транспортные средства, которые движутся с большей скоростью. Во время этой операции машина рулится автоматически, поэтому, если дорога непрямая, она будет повторять ее изгибы. Сейчас в исследовательском прототипе сердечный приступ моделируется нажатием кнопки на руле, но в будущем сигнал тревоги подаст специальный датчик, например, в виде браслета на кисти руки больного человека.