Руководитель самого популярного в Украине IT-мероприятия iForum Александр Ольшанский считает, что в автомобилях пока слабо развита аудиальная функция. В ближайший год она будет развиваться.
Сейчас главная проблема автомобиля – в интерфейсе взаимодействия человека с информационной системой. Дело в том, что все интерфейсы, которые разрабатывались последние десятки лет – визуальные. Они все рассчитаны на канал восприятия «глаза», которые в машине у человека сильно заняты – следят за дорогой. К тому же этот канал у человека не мультизадачный.
Единственный мультизадачный канал восприятия у человека – это слух. Вы ведь можете слушать несколько разговоров одновременно и нормально воспринимаете музыку и текст вместе. И этот канал более-менее свободен в автомобиле. Также и голосовой канал практически не занят.
Таким образом, я вижу две основных тенденции при проектировании автомобилей. Первая – создание беспилотных автомобилей, которые полностью освободят глаза человека от работы при вождении. Вторая – аудиальных интерфейсов, которые помогают человеку, когда он находится за рулем. В какой-то момент они пересекутся.
АЦ: Как быстро, по-вашему, людям законодательно запретят вождение автомобиля?
Даже в развитых странах еще некоторое время автомобиль будет востребован как средство, которым управляет человек. Между началом выпуска автомобилей без руля и полным переходом на автономную модель пройдет достаточно много времени. Я думаю, лет 15-20. С этим фактом связан и второй процесс. Как только автомобили станут автономными, они перестанут быть личным предметом. Используя приложение, можно будет вызывать автомобиль в нужное время и не заботится о его ремонте, парковке и т.д. Тогда зачем будет иметь личный автомобиль, если некая автоматическая система обеспечивает подачу автомобиля в течении пяти минут и оптимальную доставку на требуемое место? Это будет масштабный персонально-общественный транспорт.
Автономный транспорт создаст колоссальную транспортную революцию, особенно в больших городах.
АЦ: Но ведь к тому времени мы полностью перейдем на электромобили?
Я скептически настроен по отношению к электромобилям. Во первых, я не убежден в их истинной экологичности. Ведь производство электроэнергии тоже требует сжигания топлива (если это не ядерный синтез или атомная энергия). Да, сам процесс сжигания происходит не в густонаселенных городах, где находится человек, но если посмотреть в общем, то в сумме загрязнение окружающее среды все равно происходит.
Сейчас при производстве и транспортировке электроэнергии расходуется не очень много сырья и материалов. А при переходе на альтернативную энергетику резко растет количество материалов, которые придется утилизировать. Это же касается аккумуляторов электромобилей. Это фактически расходник с ограниченным сроком службы. А количество автомобилей начинает расти. И если мы посчитаем, сколько нам их потребуется в течении 100 лет, то мы получим цифру, которая плохо укладывается в голове. Кроме того, начнут сказываться физические ограничения – например, доступность определенных материалов (лития) в земной коре. Их может попросту не хватить для производства аккумуляторов.
Мне кажется, что в энергетике будут превалировать традиционные способы производства. И я считаю, что самым большим преступлением против человечества за последние 50 лет стало недостаточное финансирование исследований в области термоядерной энергетики. Это откровенное преступление против цивилизации.
Таким образом, если бы мне предложили инвестировать в электромобили, я бы сильно подумал. Возможно, в десятилетней перспективе это направление перспективно, а вот в более далекой – нет. Человечество найдет другие пути для питания автомобилей, более дешевые и экологически чистые.
АЦ: Какие еще современные решения будут применяться в автомобилях?
Очень перспективной мне кажется телеметрия, которая связана со страховым бизнесом. Страховая имеет доступ к данным о твоем стиле вождения и может, основываясь на них, регулировать страховые платежи. Также появится достоверная история по автомобилю. Это сильно поменяет рынок вторичных автомобилей, поскольку если у кого-то будет 100% достоверная история автомобиля, цена продажи может быть значительно скорректирована. Ведь при текущей ситуации цена б/у автомобиля во многом зависит от рисков, которые несет покупатель. Как только появляется доступ к онлайн телеметрии, эта составляющая сводится к нулю. То есть ты точно покупаешь то, что покупаешь.
С другой стороны это ставит вопрос о вторжении в частную жизнь, поскольку телеметрия будет знать, куда человек ездит. Поэтому, скорее всего, эти вопросы будут регулироваться законодательно.
АЦ: Что может дать автомобилистам внедрение системы «умного города» Smart City, например, для нашей столицы?
Вряд ли эту программу «потянут» государственные органы. Если бизнесу развитие проекта «умных городов» не будет интересно, то она обречена на неудачу. В то же время внедрение некоторых сервисов из программы Smart City могло бы принести пользу как городу, так и гражданам. Например, парковки можно оборудовать камерами, которые будут автоматически определять пустые места, а также нести охранную функцию.
АЦ: Вы один из организаторов украинского форума интернет-деятелей iForum. Что интересного из автомобильной тематики будет представлено в этом году?
В нем будет целое направление стартапов, связанных с автомобильной тематикой, электромобилями, инфраструктурой зарядных станций и т.д. Кроме того, в этом году на iForum начали подтягиваться автомобильные вендоры, которые понимают, что это платежеспособная целевая аудитория. В частности «Фалькон-авто» бренд КИА выступит инновационным спонсором экспозиции SmartCity, где в том числе будут представлены последние достижения ИТ-разработок автомобильной тематики. А еще мы взяли в аренду дополнительную площадку перед центральным павильоном. Здесь участники смогут познакомиться с разными направлениями развития автомобильной отрасли.
Наслаждаетесь вождением автомобилей, пока это не стало дорогим аттракционом.