-871x572-c-default.jpg)
170 миллионов на ветер
BMW в очередной раз отчиталась о продвижении своей фирменной программы EfficientDynamics и показала новейший аэродинамический тоннель, который обошелся ей в 170 млн.
BMW в очередной раз отчиталась о продвижении своей фирменной программы EfficientDynamics и показала новейший аэродинамический тоннель, который обошелся ей в 170 млн.
Началась работа баварской компании над программой EfficientDynamics еще в 1998 году. Именно тогда ее руководство задалось вопросом, как сохранить успешность BMW в эпоху глобальных изменений климата, уменьшения запасов нефти и космических цен на нефтепродукты, когда на первый план вышли топливная экономичность и снижение выбросов углекислого газа – виновника парникового эффекта.
Сначала появились отдельные технические новшества – бездроссельная система впуска (Valvetronic), изменяемые фазы газораспределения (Bi-Vanos), а затем была разработана системная программа поэтапной модернизации. Согласно исследованиям Немецкого федерального автотранспортного министерства (German Federal Motor Transport Authority, КВА) с 2006 по 2008 г. BMW добилась снижения расхода топлива на 16,3%, что в среднем в 4 раза больше, чем у других немецких автопроизводителей.
Как же это удалось? Очень просто – каждый год новые технологии внедряли в серийные авто, и уже в 2007-м на Женевском автосалоне компания BMW выставила целую линейку модернизированных моделей. Сегодня же на дорогах мира – 1,35 млн. авто с маркировкой EfficientDynamics, среди которых 22 модели BMW и 7 – Mini.
В 2008 году в Германии автомобили с Efficient Dynamics потребляли топлива в среднем 5,9 л/100 км и выбрасывали СО2 158 г/км.
Основа EfficientDynamics – модернизация бензиновых и дизельных моторов с прямым впрыском и турбонаддувом, на помощь которым привлекли системы старт-стоп и рекуперации энергии торможения, электроусилитель руля и электропривод помпы системы охлаждения. А еще – снизили вес автомобиля, поставили шины с низким сопротивлением качению и даже применили программу «активная аэродинамика»! Последняя включает не только оптимизацию дизайна кузова для минимального лобового сопротивления и достаточной прижимной силы, но и контроль воздушных потоков, которые проходят через подкапотное пространство и колесные арки для охлаждения двигателя, салона и тормозных механизмов.
Занимательная аэродинамика
Понятно, что для таких работ необходима суперсовременная аэродинамическая труба. Имеющийся старый аэродинамический тоннель в Ашейме (начал работать в 1980 году) реконструировать оказалось нецелесообразно, а постоянно арендовать такую трубу у других компаний – очень дорого. Вот почему BMW не пожалела 170 млн. евро и всего за три года построила и запустила в этом году в Мюнхене собственный супер-современный Аэродинамический испытательный центр (Aerodynamic Test Centre – ATC). Пожалуй, со времен окончания Второй мировой войны, когда победители запретили компании BMW разрабатывать двигатели для самолетов, баварцы еще никогда не делали такой упор на аэродинамику! Новый центр занимает территорию 25 тыс. м кв., а работает в нем около 500 человек. Здесь есть два аэродинамических тоннеля, где можно исследовать или тестировать макеты, модели, опытные образцы и готовые автомобили, имитируя скорость до 300 км/ч. Несмотря на дороговизну комплекса, заказов «со стороны» в АТС не берут – очень много собственных разработок. А все дело в программе EfficientDynamics, которая стала стратегией BMW Group! Ее цель – сделать автомобили с пропеллером на эмблеме экономными и экологичными, сохранив при этом их главную фамильную черту – великолепную динамику и управляемость. Нынешний девиз BMW: «Меньше выбросов – больше удовольствия от вождения!».
Уменьшение коэффициента сопротивления воздуха на 10% сокращает расход топлива более чем на 2,5%.
В первом из двух тоннелей проверяют полноразмерные автомобили в условиях, максимально приближенных к реальным, т. е. с катящимися колесами и «бегущей» дорогой под днищем. Во втором тоннеле тестируют уменьшенные макеты, которые «привязаны» специальными управляемыми механизмами для перемещения автомобиля относительно своей оси, чем имитируются различные дорожные условия.
Один из козырей нового тоннеля в том, что расположен он в Мюнхене в непосредственной близости к «мозговому центру» компании. Теперь дизайнеры получили возможность создавать свои макеты в «аэродинамической трубе», то есть все свои идеи, воплощенные изначально в уменьшенных макетах, они будут сразу же проверять на показатель аэродинамического сопротивления. И тут же, на месте, обнаружив какие-то недочеты в конструкции кузова, постараются их исключить.
Технологии EfficientDynamics в модельной гамме BMW | |||||||||
| 1 Series | 3 Series | 5 Series | 6 Series | 7 Series | X3 | X5 | X6 | Z4 |
Высокоточный впрыск топлива | x | x | x | x |
|
|
|
|
|
Высокоточный впрыск топлива и технология Twin Turbo | x | x |
|
| x |
| x | x | x |
Система Valvetronic | x | x | x | x |
| x | x |
| x |
Технология Twin Turbo с изменяемой геометрией турбин для дизелей | x | x | x | x |
| x | x | x |
|
Третье поколение пьезофорсунок в системах Сommon Rail | x | x |
| x | x |
|
|
|
|
Рекуперация энергии торможения | x | x | x | x | x |
| x | x | x |
Система «старт-стоп» | x | x |
|
|
|
|
|
|
|
Активная аэродинамика | x | x | x | x | x | x | x | x | x |
Шины с пониженным коэффициентом сопротивления качению | x | x | x | x |
| x | x | x | x |
Электрическая «водопомпа» | x | x | x | x | x | x | x | x | x |
Оптимизация электронных программ управления двигателем и трансмиссией | x | x | x |
|
|
|
|
| x |
Индикатор мгновенного расхода топлива | x | x | x | x |
|
|
|
| x |