С шипами или без? Когда они реально нужны
В глазах многих автовладельцев шипованные шины – универсальное решение всех зимних проблем. Якобы стоит только найти деньги на недешевую резину с шипами, и любая зимняя дорога будет по плечу. Увы, это далеко не всегда так, и более того – шипы не всегда нужны даже тем, кто может себе позволить самые лучшие покрышки.
Прежде чем дать рекомендации по подбору шипованных шин, полезно будет довести читателям некоторые особенности предстоящего зимнего сезона 2023 – 2024 гг. В связи с полномасштабным вторжением рынок автокомпонентов Украины, а частично и Европы испытывает дефицит зимних шин, в том числе и шипованных.
Операторы рынка пытаются спасти ситуацию за счет поставок качественных шин из Азии (Японии и Кореи) и за счет бюджетных марок второго плана – дочерних брендов крупных концернов, выпускающихся на заводах в Европе. И только самые инициативным импортерам удается предоставить потребителям шины привычных для них марок среднего и высшего ценового сегмента. Так что стоит быть готовым к тому, что выбор зимних шин – и в первую очередь шипованных – в этом году может быть невелик.
Когда нужны шины с шипами
Принципиальный момент, определяющий отличие шипованных шин от нешипованных – род осадков на дороге и температура, при которых каждый из этих типов будет более эффективным. Ясно, что шипы адресованы более суровым погодным условиям, однако применительно к Украина тут есть проблема: у нас даже зимой далеко не всегда держится именно зимняя погода. Поэтому нельзя четко сказать, что шипованные шины будут лучше для украинских водителей.
Шипы показывают себя только если под ними на дороге снег или лед. Если под колесами что-то другое, ничего плохого не будет, но не будет и смысла в самих шипах (за которые мы немало доплачиваем при покупке). Тут уместно напомнить, что даже при торможении на асфальте современные шипы не мешают, и лучшие шипованные шины уже сравниваются по результатам замеров с “липучками”.
Да, зимы у нас теплые, но и гололед случается. Более того, вопрос
не только в гололеде – не убранный с асфальта снег под колесами машин быстро укатывается до состояния практически того же льда. Когда и на каком участке дороги это произойдет, предусмотреть невозможно, поэтому шипованные колеса у нас выбирают те, кто хочет всегда чувствовать себя более уверенным на дороге.
Еще один аргумент за шипы (да и за высококачественные зимние шины в целом): все многочисленные электронные системы активной безопасности, которые помогают водителю держать авто на дороге, рассчитаны на то, что машина обута не в Бог весть что, а в максимально адекватные зимние шины. Иначе смысла в ABS, ESP, ASR, EBD и прочих помощниках на зимней дороге будет немного – ведь именно для сложных условий они создавались.
Что касается откровенных минусов шипованных шин, то их немного.
Это более высокая цена, очень шумная работа колес по твёрдой поверхности и необходимость следить за тем, чтобы машина не срывалась в пробуксовку – иначе шипы быстро повылетают. Еще шипы портят дорогу, постепенно выгрызая в ней колеи, но о проблемах дорожных служб наши водители задумываются редко, обращая внимание в первую очередь на безопасность.
Goodyear Ultra Grip Arctic 2
Шипованная шины для дорог, где много снега, плотно укатанного снега и скользких колей. Или для тех трасс, где велика вероятность встретить подобные участки. Конечно, в первую очередь создатели этой модели уделяли внимание поведению покрышки на льду, и они использовали шипы с особой формой сердечника. Важно, что Goodyear акцентирует внимание на том, что свои высокие характеристики на льду эта шина будет демонстрировать на протяжении всего периода эксплуатации. Что в самом деле не совсем обычно. На свежевыпавшем и неукатанном снегу Goodyear UltraGrip Arctic 2 хорошо работает благодаря глубоким и широким канавкам между блоками протектора. А маневрировать на снегу и в колее помогают «зазубренные» канавки, которые отформованы в плечевой зоне протектора. Много работы проделано над снижением шумности работы этой шины, ее снижали, подбирая геометрию расположения шипов на протекторе, дабы не допустить резонансных явления при качении колеса. Каждый шип располагается на мягкой подушке, поглощающей звук шлепка при его встрече с асфальтом или брусчаткой.
Continental IceContact 3
Премиальная шипованная модель создавалась помимо прочего, для обеспечения хорошей управляемости на зимних дорогах, ведь ее покупают в первую очередь для комплектации высококлассных современных автомобилей. Стоит отметить поведение IceContact 3 на льду и укатанном до высокой плотности снегу, ведь главная технологическая особенность IceContact 3 – особые шипы двух видов. Одна из их групп предназначена для работы при торможении и разгоне, другая – для удержания машины от боковых смещений при маневрировании. Необычно, что размерности шин более 16 дюймов имеют шипы с резиновым корпусом, они меньше шумят и лучше вгрызаются в лед при интенсивном торможении. Наконец, зимнюю шину Continental IceContact 3 можно купить в нескольких различных исполнениях: с усиленными боковинами типа ран-флет (SSR), самогерметизирующимся покрытием в случае прокола (технология ContiSeal) и с пониженным уровнем производимых шумов (ContiSilent).
Toyo Observe Ice-Freezer
Производитель заявляет, что эта шипованная шина предназначена для суровых зимних условий. Для хорошей курсовой устойчивости в любом направлении в ней использованы ламели, организованные в устойчивые 3D-блоки. На глубоком снегу и в колеях эффективно работают мощные выступы в плечевой зоне Snow Blade. Лучшему сцеплению на льду содействует размещение шипов аж в 28 рядов, чтобы они лучше самоочищались при торможениях и разгонах. Совмещенные блоки «2 в 1» дали возможность рассредоточить шипы более равномерно по пятну контакта. Что касается самих шипов Ice Force, они имеют новую форму: имея пятиугольный наконечник, они эффективно вгрызаются в лед под любым углом. Благодаря увеличенному фланцу и корпусу меньшего диаметра этот шип надежно фиксируется в гнезде.
Sava Eskimo Stud
Данный словенский бренд работает под крылом компании Goodyear и выпускает шины по ее технологиям и документации. Что и объясняет низкую цену при неплохих эксплуатационных характеристиках, в частности, шипованной модели Eskimo Stud. По сути она – аналог давно известной “шиповки” Goodyear UltraGrip Extreme и базируется сразу на нескольких “гудьировских” технологиях. В частности, ее шипы имеют шестигранное сечение сердечника, что повышает их эффективность их работы в любом направлении, но в первую очередь это улучшает показатели при торможении. Компаунд протектора шипованной автошины Sava Eskimo Stud содержит соединения кремния, полимеры нового поколения, эластомеры, природные и синтетические компоненты – все это помимо прочего наделяет шину необходимыми при работе на льду и в мороз мягкостью и эластичностью.
Подсказка от АЦ
Выбирать шины нужно, исходя, во-первых, из своих финансовых возможностей и во-вторых, учитывая предполагаемые условия эксплуатации. Но если вы в течение зимы выезжаете в неотложные и регулярные поездки, шипы в принципе не будут лишними.