
Как ездить по льду без проблем
Почти 10-летний опыт тестов зимних шин в условиях Заполярья позволил нам поднатореть в езде по замерзшим трассам. Однако на способность перемещаться по льду в реальных условиях украинских дорог влияет намного больше факторов. Мы проанализировали все и предлагаем ознакомиться с теми из них, которые могут стать причиной наибольшего дискомфорта во время поездки по обледенелым участкам.
Степень износа шин
Чем меньше глубина рисунка протектора зимней шины, тем хуже ее сцепные свойства на льду. Причина – высота блоков протектора меньше, в целом они становятся жестче, поэтому меньше деформируются, а значит – рабочие кромки ламелей хуже цепляются за микронеровности льда. Вот почему производители рекомендуют менять зимние покрышки при остаточной глубине протектора 4 мм. То же касается и шипованных шин. Их шипы со временем разбалтываются в гнездах, поэтому не могут эффективно цепляться за лед. А износ твердосплавного сердечника шипа на каждые 0,1 мм – это увеличение тормозного пути на льду в среднем на 3%!
Зимний режим АКП
Если автомобиль оснащен АКП, у которой есть зимний режим работы, существенно упрощается езда в условиях гололеда. Плавный ход, отсутствие резких рывков, небольшой крутящий момент на ведущих колесах – все это снижает вероятность буксования на льду, а значит облегчает начало движения, когда под колесами лед и снежная каша.
Противобуксовочная система
Противобуксовочную систему (или противобуксовочную функцию системы стабилизации курсовой устойчивости ESP) современных автомобилей сложно назвать потенциальным помощником в движении по льду. В некоторых случаях она работает на пользу, снижая обороты двигателя, таким образом передавая на колеса меньший крутящий момент. Большой крутящий момент, наоборот, провоцирует
буксование, т.е. потерю сцепления шин с поверхностью. В таких случаях противобуксовочная система мешает и требует отключения. Поэтому если вы не можете тронуться или разогнаться на льду с работающей противобуксовочной системой, отключите ее и сделайте еще несколько попыток.
Тип зимних шин
Надежность сцепления с обледенелой дорогой зависит, в первую очередь, от типа зимних шин. Не многие знают, что они бывают не только шипованными и нешипованными (фрикционными), а также то, что последние делятся на скандинавские и центральноевропейские. Эти три группы шин по своим сцепным свойствам на льду очень отличаются. Наиболее эффективны здесь шипованные шины, затем следуют фрикционные скандинавские, а далее – фрикционные для центральноевропейских зим. Последние ориентированы скорее на езду по мокрому и сухому асфальту, а вот на льду у них цепкость слабее. Только несколько шинных производителей в последние годы начали улучшать ледовые свойства центральноевропейских зимних шин. Говоря о сцепных свойствах шипованных и фрикционных скандинавских шин, следует учесть важный момент: неправильно ошипованные в автосервисе покрышки очень часто на льду уступают по цепкости нешипованным премиум-шинам скандинавского типа, например, Nokian Hakkapelliita R2, Michelin X-Ice 3, Continental ContiVikingContact 6. Поэтому иногда вместо бюджетных шипованных шин лучше купить хорошую скандинавскую фрикционку.

Шипованные зимние шины, помимо шипов, оснащены всеми атрибутами скандинавских фрикционных зимних шин.

Скандинавские фрикционные зимние шины с индексами скорости T, S, Q имеют очень плотную нарезку ламелей.* У перехода от плечевой зоны к боковине есть угловатая кромка, используется очень мягкая резиновая смесь.

Фрикционные центральноевропейские зимние шины с индексами скорости H, V, W имеют скругленные края в плечевой зоне, невысокую плотность нарезки ламелей, резиновую смесь средней жесткости.
Тип привода
Вне сомнений, полный привод на льду намного эффективнее. Но стоит помнить, что не каждый паркетник может тронуться с места, используя сцепные свойства всех четырех колес. У некоторых недорогих моделей полный привод тоже дешевый и подключает в работу колеса задней оси только после того, как машина проехала энное количество метров. Что касается споров о преимуществах переднего и заднего приводов, то чаще всего в выигрыше первый. Ведь передние колеса больше нагружены мотором, массой водителя и пассажира. Можно также повернуть ведущие колеса, например, чтобы они не были направлены в сторону подъема, при этом – изменить и вектор тяги, где дорога менее скользкая.
Тип КП
У автовладельцев могут быть разные мнения относительно преимуществ коробок передач. Но с автоматом однозначно проще тронуться на льду, так как после отпускания педали тормоза на колеса поступает малый крутящий момент, позволяющий исключить пробуксовку. На механике так стартовать могут только опытные водители.
Мастерство водителя
Мастерство и опыт сидящего за рулем – это, пожалуй, самый главный фактор, определяющий, тронется ли автомобиль с места на льду, выедет ли он на заснеженную горку и сможет ли остановиться на обледенелом спуске. Каждый знающий водитель сможет сымитировать зимний режим работы АКП, выбрать правильную траекторию подъема и спуска, найти удачное место для остановки на светофоре или в пробке. Получить такие навыки можно в школе повышения водительского мастерства или изучив спецлитературу и статьи по данной тематике с последующими практическими занятиями в безлюдном месте.
Фото фирм производителей и Евгений Сокура