X

80 лет зимним шинам Nokian Hakkapeliitta

На фоне множества дежурных юбилейных статей этот рассказ – о действительно знаковом для всех автомобилистов событии. 80 лет тому назад финны придумали революционную шину – зимнюю. Она получила имя Hakka­peliitta.

На финском языке Hakkapeliitta – это боевой клич воинов тяжелой кавалерии: «Хаккаа пяялле!», как наше: «Ура!» Мало кто в мире знал бы о финских кирасирах XVII столетия, если бы три века спустя в стране Суоми не придумали шины, которые были приняты автомобилистами на ура.

Началось все с цепей, которыми в северных странах обматывали колеса автомобилей для езды по снегу. А его там было вдоволь, и именно с ним дорожники в начале автомобильной эры только учились бороться. Цепи позволяли двигаться по снегу, но это получалось не так быстро, как того хотелось бы. К тому же они царапали диски, калечили шины и крылья авто. В 1934 году конструкторам резинотехнической компании Suomen Gummitehdas (имя южнофинского городка Нокиа она обрела позднее) пришло в голову сделать специальные шины для езды по снегу. Новинка предназначалась для грузовиков, поскольку владельцы коммерческого транспорта казались шинникам наиболее перспективным клиентами. К тому времени они не придумали ничего особенного – всего лишь протектор с крупными, грубо выступающими ребрами, которые загребали рыхлый снег и двигали машину вперед. Но успех был невероятный: тысячи скандинавских грузовиков в одночасье стали «всепогодными», получив возможность продолжать рейс на крейсерской скорости во время снегопада. Наверное, поэтому первая зимняя шина называлась Kelirengas  – «погодная шина». Через два года запустили в производство и легковую модель зимней покрышки – Lumi Hakkapeliitta.

Таким образом с зимнего сезона 1936 года начался отсчет (не побоимся этого слова) эры Хаккапелитты. Ведь и по сей день это имя олицетворяет собой все самое лучше, что только можно сказать о зимней шине. За 80 лет развития Hakkapeliitta ознаменовала собой целую эпоху в автомобильной истории и стала маркером прогресса в производстве зимних шин.

Сборка Hakkapeliitta первых моделей в 1930-е годы осуществлялась уже на станках, хоть и примитивных по теперешним меркам. О стабильности качества думали уже тогда.

1936
По понятиям

Первое, что сделала Hakkapeliitta, появмвшись на рынке, – ввела понятие зимней шины как таковой. С этого момента водители получили инструмент для круглогодичной безпроблемной и безопасной эксплуатации своих машин. Без зимних шин автомобиль не был бы таким универсальным и вездесущим, как сейчас. Технически первая «зима» отличалась от «лета» лишь типом протектора. Его ступенчатый рисунок препятствовал как пробуксовке колеса, так и его продольному смещению – то есть удерживал машину от заноса и сноса при маневрировании.

Первая Hakkapeliitta отличалась от летних шин лишь рисунком протектора. Зимние резиновые смеси появились позже.

 

 

 

1956
Для всех условий

В 1950-х на новый уровень вышли и автодороги, и автомобили. Моделью Hakka-Hakkapeliitta компания Nokia (название фирмы до 1988 г.) показала, что зимние шины годятся не только для езды по нечищенным проселкам. Hakka-Hakkapeliitta предназначалась и для полноценной езды по магистралям: управляемость нового уровня, высокий индекс скорости, повышенная прочность, удвоенный ресурс. Теперь зимние шины начали широко использовать и те, кто ездил преимущественно по ухоженным цивилизованным дорогам.

Перевозчики не могли нарадоваться зимним шинам: теперь их транспорт и зимой мог ходить по расписанию. Один из первых автобусов в зимних шинах появился на маршруте в г. Тампере.

1961
Шипы вместо крыльев

Популярное зимнее ралли Монте-Карло показало всему миру, что такое шипы. Раллийные болиды финских гонщиков были обуты в Kometa Hakkapeliitta – новые шипованные покрышки, вскоре поступившие в свободную продажу. Ревущие машины так уверенно носились по заледеневшим горным дорогам гламурного Княжества Монако, что их пилотов Паули Тойвонена, Рауно Аалтонена и Тимо Мякинена журналисты назвали «летающими финнами». Прозвище прижилось, хотя вместо крыльев у гонщиков были шипы…

1976
Сопротивление безполезно

Новый вектор развития зимних шин – борьба за экономичность. В 1976 году Nokia впервые объявила о своих успехах в области снижения сопротивления качению, добавив это достижение к традиционной износостойкости и прочности своих шин Hakkapeliitta. Финские традиции бережливости живы и по сей день: модель Nokian Hakkapeliitta R2 отмечена премией Tire Technology of the Year 2016 как самая энергоэффективная зимняя шина в мире и как первая зимняя шина с индексом сопротивления качению класса А.

1980
Стрелы и присоски

В 1960-х на Hakkapeliitta появились шашки-«присоски», в 1980-м вышла модель NR09 с хорошо известным рисунком «стрела»

Прямоугольные ступенчатые грунтозацепы продержались в зимних шинах Nokia до 1960-х годов. Их сменили «присоски» –  шашки с углублением в центре. Но скорость росла, поэтому от зимних шин потребовали лучшей управляемости. В 1980 году у модели NR 09 появились знаменитые нокиевские «стрелы», в последствии переформатированные в V-образный рисунок протектора («елочка»), канавки которого эффективно отводили воду и снежную кашу, а более жесткие блоки обеспечили лучшую управляемость.

1986
Белый ад

Шинное подразделение компании Nokia запустило в эксплуатацию собственный полигон. В окрестностях заполярного городка Ивало по лесу, холмам и льду озер проложены десятки километров снежных и ледовых трасс с разными профилями и типами покрытий. Сегодня полигон окрестили «белым адом» – White Hell. Хотя на самом деле место вполне симпатичное, перспективные образцы шин тут тестируют совершенно безпощадно. Тысячи часов всесторонних испытаний позволяют конструкторам создавать лучшие в мире зимние шины.

1996
Без них – как с ними

Еще один урок высоких технологий Nokian Tyres (так с 1988 г. начала называться компания) преподнесла миру после введения в ряде стран запрета на шипы. Фрикционная Hakkapeliitta NRW 1 стала основоположницей «нешипованной» линейки Nokian. Сегодня фрикционные шины составляют значительную часть годового выпуска обоих «нокиевских» заводов (в Нокиа и Всеволожске). Парадоксально, но Hakkapeliitta без шипов на льду часто имеет лучшие сцепные свойства, чем дешевые шипованные шины.

1999
Фирма гарантирует

На рубеже столетий Nokian Tyres создала всемирную сеть шинных центров Vianor (1470 торговых точек в 26 странах), где можно купить, обслужить и «переобуть» покрышки. Но самое главное достижение Vianor – реализация так называемой Hakka-гарантии, расширенных гарантийных обязательств перед клиентом. Автомобилистам начали бесплатно менять шину на новую, даже если она вышла из строя не по вине производителя, а в результате аварийного разрушения – удара о бордюр, край ямы и т.п.