8 убийц шин и колесных дисков на дорогах Украины
Ямы
Главная проблема украинских дорог – неисчисляемое количество ям, значительная часть которых из-за своих размеров и острых кромок способна повредить как шины и колесные диски автомобиля, так и узлы подвески. Чтобы избежать этих неприятностей, нужно быть максимально внимательным, особенно на незнакомых дорогах, и быть готовым быстро снизить скорость для безопасного проезда препятствий или их плавного объезда. Следует помнить, что резкие маневры и экстренные торможения на дороге с интенсивным движением могут стать причиной аварий, так как водитель машины на соседней полосе или тот, кто едет сзади может быть не готов молниеносно отреагировать на ваш маневр и торможение «в пол».
Снизить ударную нагрузку на колеса и подвеску от проезда крупных ям можно двумя способами. Если яма расположена на траектории качения колес одной стороны, перед проездом ямы можно сделать короткий и быстрый поворот и возврат руля в преждне положение. Направление такого молниеносного маневра должно имитировать объезд препятствия. Однако в действительности из-за быстродействия, препятствие останется на пути качения колеса, но ударная нагрузка на колесо и подвеску существенно уменьшится, так как силы инерции в этот момент перераспределят часть массы автомобиля на колеса другой стороны.
Если препятствие приходится переезжать левыми и правыми колесами, снизить ударную нагрузку можно приемом экстренного торможения непосредственно перед ямой и сбрасыванием ноги с педали тормоза непосредственно перед помехой. В этом случае под действием упругих элементов подвески, она разгружается, поэтому колеса воспринимают меньшую ударную нагрузку. Этот способ применим и для первого случая. Кроме того он более безопасен, так как делать резкие маневры в стороны следует после тренировок и такие на такие маневры водители машин в соседней полосе могут быть неадекватные реакции.
«Стиральная доска»
Дорожные неровности в виде «стиральной доски» опасны тем, что при торможении на них значительно увеличивается тормозной путь автомобиля. Причем, он будет значительно длинее у автомобиля с изношенными амортизаторами. Последние в такой ситуации не способны прижимать колеса к дороге, поэтому не нагруженные колеса будут блокироваться, а, видя это, антиблокировочная система автоматически снизит тормозное усилие в механизмах привода тормозных колодок. У машин без ABS в данной ситуации тормозной путь в меньшей степени влияет на остановочный путь, тем не менее, он также будет длиннее, чем при умелом прерывистом торможении на ровном асфальте.
Ввиду этого, при таких дорожных барьерах следует увеличить дистанцию до впередиедущего автомобиля, чтобы «не догнать» его в случае торможения. Если все же приходится тормозить на «стиральной доске», то машину лучше увести в сторону, где меньше волнистость и погасить активность ABS аккуратной помощью ручным тормозом. Электромеханический тормоз в этом случае применять не желательно.
Бордюры
Бордюры, как границу проезжей части, редко рассматривают как возможный источник повреждения шин и дисков автомобиля. Тем не менее, это актуальный барьер, который может привести к «травмам» колеса и не только. Бордюры бывают нескольких типов и опасны они по-разному. Самые опасные – не высокие (или средней высоты), каменные бордюры с острым «прямым» углом, на который пытаются заехать под углом и с разгона. Именно парковки под острым углом и с разгона становятся причиной повреждения шин в данном случае. Заезжать на бордюр следует плавно и как можно под большим углом (ближе к 90 град.).
Рельсы
Трамвайные и железнодорожные рельсы, выступающие над дорогой, очень опасны как для автомобилей, так и для мотоциклистов и велосипедистов. Более опасными являются трамвайные колеи, так как они имеют более острые края. Если не снизить скорость при переезде такого выступающего над дорогой препятствия (более чем на 4-5 см), можно с легкостью порезать шины и деформировать диск. Переезжать эти препятствия на дороге также следует не спеша и как можно под большим углом (ближе к 90 град.). Металл рельс, как правило, отполирован, поэтому шины при их переезде под острым углом очень скользят. В случае с мотоциклистами и велосипедистами это особенно опасно, так как приводит к падению этих транспортных средств на бок.
Лужи
Лужи несут в себе две опасности. Во-первых, они могут прятать ямы, которые могут стать причиной повреждения шин и даже узлов подвески автомобиля. Во-вторых, чрезмерно глубокие лужи могут привести к попаданию воды в воздухозаборник двигателя, что вызовет гидроудар. В этом случае дорогостоящего капитального ремонта двигателя не избежать. Поэтому если вы увидели на вашем пути незнакомую лужу, лучше максимально снизить скорость. Это также необходимо для исключения возникновения аквапланирования, когда между протектором шины и дорогой возникает слой воды, который превращает автомобиль в объект, который начинает двигаться в направлении действия сил инерции.
Камни-кирпичи
Крупные камни и кирпичи, выпавшие с кузовов строительных самосвалов, в случае наезда на них практически всегда становятся причиной повреждения шин и дисков, а также пластиковых элементов нижней части кузова автомобиля. Поэтому при обнаружении таких препятствий на дороге их всегда нужно объезжать. А лучше всего остановиться и убрать их с дороги, чтобы исключить ДТП с другими участниками дорожного движения.
Щебень-песок-грунт
На региональных трассах часто можно увидеть на дорогах рассыпанный или «затянутый» с обочины щебень, песок или грунт, разбросанный сельхозтехникой, выезжающей с полей. Эти участки тоже очень опасны, так как все, что попадает в пятно контакта между протектором шины и дорогой становится причиной увеличения тормозного пути и значительного ухудшения управляемости. Именно поэтому при виде такого «мусора» на дороге, следует принять все меры по безопасному вождению, чтобы исключить необходимость резких маневров и экстренных торможений.
Когда виноват водитель
Очень часто виновником повреждения колес является сам водитель, который при виде препятствия не снизил скорость или же забыл вовремя проконтролировать давление в шинах и ездил на приспущенных шинах. Во избежание не нужных проблем, рекомендуем быть максимально-внимательными на дороге, а также периодически проверять давление в шинах и менять его при разной загрузке автомобиля (в соответствии требованиям автопроизводителя).
Еще один важный совет! Если вы поняли, что увидели препятствие поздно и скорость высока, обеспечьте максимальное замедление перед самим препятствием и отпустите тормоз непосредственно перед наездом на преграду. Это разгрузит подвеску и облегчит проезд препятствия без негативных последствий.
Внимание!
Вероятность повреждения шин и дисков выше у низкопрофильных шин – 55 и менее. Высота профиля (боковины) «зашифрована» в маркировке в цифровом виде после ширины шины (например, 205/55R16: 205 – ширина шины; 55 – соотношение отношения высоты профиля к его ширине, выраженное в процентах; R – радиальная шина; 16 – посадочный диаметр шины (в дюймах). Поэтому владельцам машин с низкопрофильными шинами следует быть особенно внимательными при езде по неровностям и не забывать проверять и регулировать давление в шинах.