X

Выбираем автомобиль

Выбор автомобиля определяется многими факторами. Сейчас мы попробуем рассмотреть вопрос с технико-экономической точки зрения. Не будем давать конкретных цифр - они могут серьезно варьироваться в зависимости от региона, сезона и, наконец, моды.

Выбор автомобиля определяется многими факторами. Сейчас мы попробуем рассмотреть вопрос с технико-экономической точки зрения. Не будем давать конкретных цифр – они могут серьезно варьироваться в зависимости от региона, сезона и, наконец, моды.

Выбор автомобиля определяется многими факторами. Сейчас мы попробуем рассмотреть вопрос с технико-экономической точки зрения. Не будем давать конкретных цифр – они могут серьезно варьироваться в зависимости от региона, сезона и, наконец, моды. Попробуем сравнить технические решения, заложенные в конструкции, и те плюсы и минусы, которые из них следуют.

Рекомендации, предлагаемые в этой статье, предназначены, в первую очередь, для потенциальных автовладельцев, не обладающих ни избытком свободных денежных средств, ни богатым
опытом.

Какой же машине отдать предпочтение:

  • отечественной или иностранной?
  • большой или маленькой?
  • классической или переднеприводной, а может быть с приводом на все колеса?
  • седану, хэтчбэку, универсалу, пикапу, вэну или микроавтобусу?
  • с ручной или автоматической коробкой передач?

 

Важными критериями при выборе машины являются следующие:

  • первая ли это будет у Вас машина или Вы уже имеете некоторый опыт;
  • планируете ли Вы сами обслуживать и чинить автомобиль или обратитесь, при необходимости, к специалистам;
  • как Вы планируете эксплуатировать машину: будете ли ездить каждый день круглый год или лишь по выходным при хорошей погоде, станет ли автомобиль рабочей лошадью или будет выполнять представительские функции;
  • сможете ли Вы позволить себе дорогостоящие современные расходные материалы, в первую очередь – горюче-смазочные?

 

Если Вы планируете впервые сесть за руль собственной машины – отдайте предпочтение отечественной. Не так существенно, будет ли это Москвич или Лада,- важнее то, что Вы еще не готовы самостоятельно решать инженерные задачи по поиску или изготовлению экзотического болта или уникальной шаровой опоры. Отдав предпочтение отечественной технике, Вы всегда найдете желающих за разумное вознаграждение помочь Вам в техническом обслуживании и ремонте. Вы не будете озабочены индексом API моторного масла – спросите "жигулевского", оно подойдет и к Москвичу, и к Запорожцу.

Что Вы проиграете? Отечественные машины в большинстве случаев являются неплохими повторениями не худших для своего времени западных разработок. Поэтому они просто на поколение старше своих современных заграничных собратьев.

Иностранная машина даже 10-летней давности, но хорошего производителя, порадует владельца, обладающего некоторым опытом, продуманностью и большей современностью конструкции, удобством салона, во многих случаях – неплохим техническим состоянием (об оценке которого читайте в №4 газеты «АВТОЦЕНТР»). Но подход при ремонте и обслуживании здесь один – доливать, заменять или регулировать что-либо следует в точном соответствии с руководством. Особенно следует остерегаться любительских химических экспериментов на моторном масле и жидкости для автоматических коробок передач. Не следует брать некое маслице неизвестного происхождения и улучшать его жидкостью из красивой баночки – солидные фирмы, производящие и продающие масла, давно уже все улучшили до возможного предела и несут за свои результаты ответственность на жесточайшем рынке. Присадки, продающиеся в магазинах, направлены на изменение некоторого ограниченного числа параметров материала. Каково их влияние на остальные – неведомо даже производителю.

Еще несколько слов о маслах. В настоящее время отечественные производители начинают сертифицировать и маркировать масла в соответствии с международной системой – о ней и речь. Многие знают об индексе вязкости SAE, определяющем способность масла сохранять текучесть при низких температурах и оставаться достаточно вязким при высоких: первое важно для пуска зимой, второе – для работы прогретого мотора. Для каждого мотора есть своя шкала применимости по SAE в зависимости от температуры воздуха – не следует прямо переносить рекомендации с одной машины на другую. Хотя всесезонные масла SAE 10W/40 подойдут для неполярных и нетропических районов круглый год.

Другой важной характеристикой является комплексный индекс качества API. Для карбюраторных двигателей он содержит литеру S, для дизелей – С. Группы масла маркируются по улучшению литерами от А до Н, хотя в настоящее время в ходу F,G и Н. Последнее является наиболее качественным и, соответственно, весьма дорогим. Для примера, Ладе подойдёт масло SAE 10W/30 API SF. Маслом SAE 10W/40 API SG Вы ее порадуете, а вариант SAE 5W/50 API SH следует считать выброшенными деньгами – это нужно для очень «зажатых» спортивных моторов с впрыском и турбонаддувом. При переходе от одного производителя к другому следует проверить таблицу совместимости, в солидных магазинах такие таблицы есть. Помните: смешивать масла в общем случае нельзя! Более подробную информацию по этому поводу читайте в серии публикаций журнала «Сигнал».

Итак, мы несколько отвлеклись от нашей основной темы.

Большой автомобиль или маленький? Относительно габаритов кузова все более-менее ясно: в большой поместится больше (гениальный вывод). Однако и вес и динамика изменится не в лучшую сторону. Достоинства тяжелого автомобиля проявляются при дальних поездках: он устойчивее к поперечным порывам ветра и в нем менее заметны мелкие неровности дороги. Следует учесть, что автомобиль крупнее Москвича 2141 трудно разместить в стандартном гараже размерами 3×6 м. Очевидны и проблемы с уличной парковкой. Обычно, крупный и тяжелый автомобиль существенно безопасней для находящихся в нем по сравнению с маленьким в случае аварии – здесь работает элементарная физика: динамика толчка сглаживается. Но и управлять им надо «по-взрослому», отдавая себе отчет, что в случае неудачного маневра Вашего крейсера какая-нибудь Daihatsu Charade может превратиться просто в металлолом. В остальном же вес для автомобиля – как для женщины.

Большое значение для управляемости автомобиля имеют расстояния между передней и задней осями (база), между плоскостями колес (колея), а также их отношение. Чем больше база, тем устойчивее автомобиль на скользкой дороге и тем больше вероятность оторвать глушитель при подъезде к даче или при въезде в гараж, хотя мелкие неровности дороги длиннобазный автомобиль будет нивелировать. Чем шире колея, тем устойчивее автомобиль в крутом повороте и тем вероятнее улететь в канаву, въехав одним бортом на заснеженную или песчаную обочину.

Соотношение этих параметров определяет многие известные черты характеров наших персонажей: Запорожец пройдет по каменистой или пересеченной корнями лесной дороге и по глубокому снегу, но проявит норов на льду; классическая Лада из-за довольно широкой колеи будет стремиться вильнуть в снежной каше, а на ледяной дороге ее базы явно недостаточно; классический Москвич в этой ситуации значительно устойчивее, но в снег или песок он зароется с великой охотой, правда, по несколько другой причине – компоновка и распределение веса.

Продолжение – в следующем номере.

Александр Попов