После утверждения базового тарифа по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств мы получили возможность посчитать, сколько каждому из нас нужно будет платить за полис СГПО с 1 января 2005 года.
После утверждения базового тарифа по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств мы получили возможность посчитать, сколько каждому из нас нужно будет платить за полис СГПО с 1 января 2005 года.
После утверждения базового тарифа по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств мы получили возможность посчитать, сколько каждому из нас нужно будет платить за полис СГПО с 1 января 2005 года. |
Считаем по пунктам
Итак, чтобы определить стоимость полиса СГПО, базовый платеж нужно умножить на коэффициенты, приведенные в табл. 1. Но для начала необходимо выбрать тип договора страхования – всего их три. Например, человеку, владеющему и управляющему одним транспортным средством, нужен договор первого типа (в нем записана фамилия владельца и конкретное транспортное средство). Кстати, этот полис должен стать самым доступным и популярным в нашей стране. К тому же по закону страховщик не имеет права отказать человеку, покупающему полис данного типа.
Итак, рассчитаем стоимость полиса первого типа для жителя Киева, владеющего автомобилем с двигателем объемом до 1,6 л. Сначала определяемся с типом транспортного средства. Базовый тариф в 291,49 грн. умножаем на коэффициент 0,71 (см. табл. 1). Затем по месту регистрации машины уточняем территорию преимущественного использования транспортного средства. Для столицы предусмотрен «плавающий» коэффициент – от 1,5 до 1,8. Подобная «вилка» есть и для других коэффициентов, и какой из них будут применять страховщики, пока неизвестно. Поэтому умножаем на средний – 1,65. Далее определяем сферу использования машины – как частное лицо (коэф. 1,0), а также водительский стаж (здесь опять коэф. «плавающий» 1,2 – 1,5, поэтому берем средний – 1,35). Умножив все коэффициенты, получаем сумму в 461 гривню. Если вычислять по данной схеме стоимость полиса для жителя города-«миллионника», получится 377 грн., для жителя населенного пункта с числом жителей менее 100 тысяч – 182 грн.
Если человек ездит на нескольких автомобилях, ему выгоднее купить один полис второго типа. При этом, согласно закону, коэффициент типа транспортного средства будет максимальным – 1,41. Кроме того, коэффициент за водительский стаж становится более дифференцированным, за сферу использования машины – несколько повышается (частник приравнивается к юрлицу), а коэффициент, зависящий от территории преимущественного использования, в этом случае одинаков для всех населенных пунктов. Киевлянин, как и житель любого другого населенного пункта, со стажем вождения 3 – 10 лет заплатит за полис второго типа в среднем 780 грн.
Полис третьего типа пригодится в том случае, если одну машину используют несколько человек (члены семьи, коллеги по работе или друзья). При его расчете учитываются стаж водителя (если их несколько, применяется коэффициент, соответствующий наименьшему стажу), территория использования машины, а также количество водителей, указанных в полисе. К примеру, для трех человек со стажем вождения 3 – 10 лет, проживающих в Киеве и владеющих машиной с двигателем до 1,6 л, полис обойдется примерно в 444 грн (нонсенс в законе: полис на трех человек дешевле, чем на одного по первому типу).
Не дороже 1233 грн.!
Еще раз напомним, что данные расчеты являются средними, а конкретные производятся страховщиком индивидуально для каждого водителя и зависят от применения «плавающих» коэффициентов. В табл. 2 приведены расчеты при применении максимальных и минимальных коэффициентов.
После расчета указанных коэффициентов размер тарифа должен быть не менее 50%, но не более, чем втрое выше базового тарифа, к которому применен коэффициент типа транспортного средства». Таким образом стоимость полиса СГПО для владельцев автомобилей с двигателем объемом до 1,6 л составляет 103 – 621 грн., а с максимальным объемом двигателя – максимум 1233 грн. (см. табл. 2). Такой тариф применяется даже в том случае, если согласно расчетам получается большая сумма.
Впрочем, окончательный тариф может быть и выше, если полис третьего типа выписан на нескольких водителей (коэф. 1,2 – 1,4). С 2006 года при наличии у страхователя (на протяжении предыдущего года) доказанных в судебном порядке попыток страхового мошенничества или случаев, которые могут служить основанием для предъявления страховщиком регрессного иска, окончательный тариф может быть увеличен вдвое.
|
Табл. 1. Корригирующие коэффициенты, которые будут применяться в 2005 году при расчете полиса СГПО |
|
Табл. 2. Тарифы по СГПО для владельцев легковых автомобилей (частников), грн. |
|
Цена вопроса
За три месяца – 8,5 млн. полисов
Генеральный директор Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Иван Гуминский на конференции в Москве заявил, что украинские страховщики должны будут продать за первые три месяца 2005 года 8,5 млн. полисов СГПО, сообщает «Интерфакс-АФИ». Осуществлять такие операции будут иметь право 106 страховых компаний (примерно каждый четвертый страховщик в стране). Иван Гуминский отметил, что уже утвержден образец типовых договоров, готовится порядок расчета убытков по имущественному страхованию, обсуждаются особенности лицензирования (все страховщики должны будут пройти перелицензирование).
Россия
Полис ОСАГО будет дешевле?
Депутаты Госдумы РФ Георгий Боос и Ильдар Габдрахманов подготовили проект поправок к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), уменьшающий базовую стоимость полиса ОСАГО ровно в три раза – с 1980 руб. (372 грн.) до 660 руб. (124 грн.). Действующие базовые ставки тарифов на «автогражданку» авторы проекта считают экономически необоснованными, поскольку годовые сборы страховых компаний по ОСАГО более чем в 5,5 раза превысили выплаты (48,4 млрд. руб. поступлений против 8,7 млрд. руб. возмещения). Снижение тарифов «позволит улучшить положение страхователей с учетом сохранения рентабельности деятельности страховых организаций», отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Депутаты также предлагают ввести полисы «выходного дня», снизить минимальный срок страхования с шести месяцев до одного дня, а также сделать «автогражданку» бесплатной для инвалидов, получивших автомобили через органы социальной защиты.