X

Во сколько обойдется водителю полис СГПО: Считалка для полиса

После утверждения базового тарифа по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств мы получили возможность посчитать, сколько каждому из нас нужно будет платить за полис СГПО с 1 января 2005 года.

После утверждения базового тарифа по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств мы получили возможность посчитать, сколько каждому из нас нужно будет платить за полис СГПО с 1 января 2005 года.

После утверждения базового тарифа по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств мы получили возможность посчитать, сколько каждому из нас нужно будет платить за полис СГПО с 1 января 2005 года.

Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» (СГПО) был принят еще 1 июля, но возможность определить стоимость полиса появилась только сейчас. Дело в том, что согласно закону страховая премия (плата за полис) рассчитывается страховыми компаниями индивидуально для каждого клиента, исходя из базового платежа, умноженного на целый ряд корригирующих коэффициентов. И если таблица коэффициентов является частью Закона, то базовый платеж Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг утвердила только в конце ноября. Он утвержден в размере 291 грн. 49 коп.

Считаем по пунктам

Итак, чтобы определить стоимость полиса СГПО, базовый платеж нужно умножить на коэффициенты, приведенные в табл. 1. Но для начала необходимо выбрать тип договора страхования – всего их три. Например, человеку, владеющему и управляющему одним транспортным средством, нужен договор первого типа (в нем записана фамилия владельца и конкретное транспортное средство). Кстати, этот полис должен стать самым доступным и популярным в нашей стране. К тому же по закону страховщик не имеет права отказать человеку, покупающему полис данного типа.

Итак, рассчитаем стоимость полиса первого типа для жителя Киева, владеющего автомобилем с двигателем объемом до 1,6 л. Сначала определяемся с типом транспортного средства. Базовый тариф в 291,49 грн. умножаем на коэффициент 0,71 (см. табл. 1). Затем по месту регистрации машины уточняем территорию преимущественного использования транспортного средства. Для столицы предусмотрен «плавающий» коэффициент – от 1,5 до 1,8. Подобная «вилка» есть и для других коэффициентов, и какой из них будут применять страховщики, пока неизвестно. Поэтому умножаем на средний – 1,65. Далее определяем сферу использования машины – как частное лицо (коэф. 1,0), а также водительский стаж (здесь опять коэф. «плавающий» 1,2 – 1,5, поэтому берем средний – 1,35). Умножив все коэффициенты, получаем сумму в 461 гривню. Если вычислять по данной схеме стоимость полиса для жителя города-«миллионника», получится 377 грн., для жителя населенного пункта с числом жителей менее 100 тысяч – 182 грн.

Если человек ездит на нескольких автомобилях, ему выгоднее купить один полис второго типа. При этом, согласно закону, коэффициент типа транспортного средства будет максимальным – 1,41. Кроме того, коэффициент за водительский стаж становится более дифференцированным, за сферу использования машины – несколько повышается (частник приравнивается к юрлицу), а коэффициент, зависящий от территории преимущественного использования, в этом случае одинаков для всех населенных пунктов. Киевлянин, как и житель любого другого населенного пункта, со стажем вождения 3 – 10 лет заплатит за полис второго типа в среднем 780 грн.

Полис третьего типа пригодится в том случае, если одну машину используют несколько человек (члены семьи, коллеги по работе или друзья). При его расчете учитываются стаж водителя (если их несколько, применяется коэффициент, соответствующий наименьшему стажу), территория использования машины, а также количество водителей, указанных в полисе. К примеру, для трех человек со стажем вождения 3 – 10 лет, проживающих в Киеве и владеющих машиной с двигателем до 1,6 л, полис обойдется примерно в 444 грн (нонсенс в законе: полис на трех человек дешевле, чем на одного по первому типу).

Не дороже 1233 грн.!

Еще раз напомним, что данные расчеты являются средними, а конкретные производятся страховщиком индивидуально для каждого водителя и зависят от применения «плавающих» коэффициентов. В табл. 2 приведены расчеты при применении максимальных и минимальных коэффициентов.

После расчета указанных коэффициентов размер тарифа должен быть не менее 50%, но не более, чем втрое выше базового тарифа, к которому применен коэффициент типа транспортного средства». Таким образом стоимость полиса СГПО для владельцев автомобилей с двигателем объемом до 1,6 л составляет 103 – 621 грн., а с максимальным объемом двигателя – максимум 1233 грн. (см. табл. 2). Такой тариф применяется даже в том случае, если согласно расчетам получается большая сумма.

Впрочем, окончательный тариф может быть и выше, если полис третьего типа выписан на нескольких водителей (коэф. 1,2 – 1,4). С 2006 года при наличии у страхователя (на протяжении предыдущего года) доказанных в судебном порядке попыток страхового мошенничества или случаев, которые могут служить основанием для предъявления страховщиком регрессного иска, окончательный тариф может быть увеличен вдвое.

 МНЕНИЕ  

Василий Зайченко
Начальник Управления мониторинга и информационного обеспечения Департамента ГАИ МВД Украины

Попытки ввести обязательное страхование гражданской ответственности, которые делались в нашей стране с 1995 года, не удавались из-за того, что не был определен механизм наказания за несоблюдение этого обязательства, отсутствие контроля над осуществлением страхования. Такую ответственность определяет Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», вступающий в силу 1 января 2005 года. Согласно этому документу договор об обязательном страховании скоро будет одним из документов, обязательных для предъявления инспектору ГАИ.

Каждый собственник транспортного средства в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона обязан заключить договор со страховой компанией (ее он выбирает самостоятельно). А уже с 1 апреля 2005 года за отсутствие такого договора будут наказывать. Ныне размер штрафа составляет 17 грн., но ставки будут пересматриваться. Кстати, если один инспектор составил протокол об отсутствии полиса страхования, это не означает, что другой инспектор не имеет права его требовать. То есть водителю придется заплатить столько штрафов, сколько раз он не сможет предъявить работнику ГАИ надлежащий документ.

 Табл. 1. Корригирующие коэффициенты, которые будут применяться в 2005 году при расчете полиса СГПО
Тип корригирующего коэффициента в зависимости от:Договор 1 типаДоговор 2 типаДоговор 3 типа
І. Типа транспортного средства
1. Легковой автомобиль
1) до 1600 см куб.0,711,410,71
2) 1600 – 2000 см куб.0,941,410,94
3) 2000 – 3000 см куб.1,391,411,39
4) 3000 см куб. и более1,411,411,41
2. Прицепы к легковым автомобилям0,270,270,27
3. Автобусы с количеством мест для сидения
1) до 203,043,583,04
2) свыше 203,583,583,58
4. Грузовые автомобили грузоподъемностью
1) до 2 тонн1,681,861,68
2) свыше 2 тонн1,861,861,86
5. Прицепы к грузовым автомобилям0,570,570,57
6. Мотоциклы и мотороллеры с двигателем объемом
1) до 300 см куб.0,270,540,27
2) 300 см куб. и более0,540,540,54
II. Территории преимущественного использования транспортного средства
1. Киев1,5 – 1,81,5 – 1,81,5 – 1,8
2. Города с населением более 1 млн. чел.1,2 – 1,51,5 – 1,81,2 – 1,5
3. -’’- 1 млн. – 500 тыс. чел.1 – 1,21,5 – 1,81 – 1,2
4. -’’- 500 – 100 тыс. чел.0,8 – 11,5 – 1,80,8 – 1
5. -’’- менее 100 тыс. чел.0,5 – 0,81,5 – 1,80,5 – 0,8
III. Сферы использования транспортного средства
1. автомобиль, используемый юридическим лицом1,1 – 1,21,1 – 1,21,1 – 1,2
2. автомобиль, используемый физическим лицом11,1 – 1,21
IV. Водительского стажа лиц, ответственность которых застрахована по договору
1. До 1 года1,2 – 1,51,2 – 1,51,2 – 1,5
2. 1 – 3 года1,2 – 1,51 – 1,11 – 1,1
3. 3 – 10 лет1,2 – 1,511
4. Более 10 лет1,2 – 1,50,9 – 10,9 – 1
V. Количества внесенных в договор лиц
1. Одно лицо1
2. Два лица1- 1,1
3. 3 – 5 лица1,2 – 1,4
VI. Наличие либо отсутствие у страхователя (на протяжении предыдущего года) доказанных в судебном порядке попыток страхового мошенничества или случаев, ставших основанием для предъявления страховщиком регрессного иска
1. Наличие222
2. Отсутствие111

 Табл. 2. Тарифы по СГПО для владельцев легковых автомобилей (частников), грн.
Объем двигателя, см куб.Мин.**Макс.**Для дог. 1 типа***Для дог. 2 типа***Для дог. 3 типа (3-х чел.)***
< 1600 (льготный*)103 (52)621 (311)124 – 559 (57 – 280)610 – 1233103 – 782
1600 – 2000137822165 – 740137 – 1036
2000 – 30002021215243 – 1093202 – 1530
> 30002051233247 – 1110205 – 1554
* Для пенсионеров и инвалидов II группы
**Размеры тарифа после применения всех коэффициентов не могут быть меньше минимального значения и выше максимального
***Сумма зависит от водительского стажа автовладельца, места регистрации ТС, количества застрахованных (для 3-го типа договора)

Цена вопроса

За три месяца – 8,5 млн. полисов

Генеральный директор Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Иван Гуминский на конференции в Москве заявил, что украинские страховщики должны будут продать за первые три месяца 2005 года 8,5 млн. полисов СГПО, сообщает «Интерфакс-АФИ». Осуществлять такие операции будут иметь право 106 страховых компаний (примерно каждый четвертый страховщик в стране). Иван Гуминский отметил, что уже утвержден образец типовых договоров, готовится порядок расчета убытков по имущественному страхованию, обсуждаются особенности лицензирования (все страховщики должны будут пройти перелицензирование).

Россия

Полис ОСАГО будет дешевле?

Депутаты Госдумы РФ Георгий Боос и Ильдар Габдрахманов подготовили проект поправок к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), уменьшающий базовую стоимость полиса ОСАГО ровно в три раза – с 1980 руб. (372 грн.) до 660 руб. (124 грн.). Действующие базовые ставки тарифов на «автогражданку» авторы проекта считают экономически необоснованными, поскольку годовые сборы страховых компаний по ОСАГО более чем в 5,5 раза превысили выплаты (48,4 млрд. руб. поступлений против 8,7 млрд. руб. возмещения). Снижение тарифов «позволит улучшить положение страхователей с учетом сохранения рентабельности деятельности страховых организаций», отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Депутаты также предлагают ввести полисы «выходного дня», снизить минимальный срок страхования с шести месяцев до одного дня, а также сделать «автогражданку» бесплатной для инвалидов, получивших автомобили через органы социальной защиты.

Сергей Матусяк
Фото Владислава Бойко