Вентилятор-автомат
Устройство и принцип работы вязкостной муфты вентилятора
| |
Вязкостная муфта – это жидкостно-фрикционный привод, бесступенчато регулирующий частоту вращения вентилятора в зависимости от температуры двигателя.
Муфта состоит из корпуса, заполненного жидкостью (обычно – силиконовым маслом), ведущего и ведомого дисков и механизма управления.
Промежуточный диск делит полость муфты на два объема – рабочий и резервуарный. Ведущий диск соединен с коленвалом двигателя, ведомый – с корпусом муфты и, следовательно, с крыльчаткой вентилятора.
Чувствительным элементом механизма управления служит биметаллическая (плоская или спиральная) пружина клапана. Она реагирует на повышение либо снижение температуры жидкости, охлаждающей мотор, и обеспечивает, соответственно, открытие или закрытие клапана, соединяющего объемы муфты.
Нагрев или охлаждение пружины осуществляется, главным образом, за счет воздушного потока, прошедшего через соты радиатора системы охлаждения.
При запуске непрогретого мотора клапан закрыт, количество масла в рабочем объеме незначительно, поэтому обороты вентилятора минимальны.
После прогрева двигателя и открытия клапана большая часть рабочей жидкости перетекает из резервуарного объема в рабочий. В результате за счет жидкостного трения между дисками от ведущего диска на корпус муфты передается больший крутящий момент. При этом скорость вращения крыльчатки вентилятора, а следовательно, обдув и охлаждение радиатора увеличиваются.
При охлаждении двигателя и закрытии клапана масло под воздействием центробежных сил «перегоняется» через отверстия промежуточного диска из рабочего объема обратно в резервуарный. Это приводит к «выключению» муфты, снижению скорости вращения крыльчатки и уменьшению обдува радиатора мотора.