
ВАЗ: Качаем мышцы тормозам
![]() | ![]() | Дорогие иномарки стандартно комплектуются дисковыми тормозами всех колес, что позволяет им уверенно оттормаживаться с больших скоростей. В свою очередь, у отечественных машин тормозная система не очень эффективная, что дает о себе знать при динамичной езде. Что можно предпринять в данной ситуации? |
Модернизацию тормозной
системы автомобилей семейства ВАЗ-2108, -09, -099 желательно начать с
замены штатных передних тормозных механизмов. На заводе «передок» оснащают
дисковыми невентилируемыми «блинчиками» диаметром 240 мм. Поскольку диски
не имеют вентиляционных отверстий, обеспечивающих их лучшее охлаждение,
имеет смысл заменить их большими по диаметру вентилируемыми дисками от
нового ВАЗ-2110 16V диаметром 264 мм. Их можно приобрести на столичном
авторынке и в автомагазинах.
Передние вентилируемые механизмы позволяют существенно повысить эффективность
торможения. И, в принципе, этой модернизацией можно было бы и ограничиться.
Но для настоящих поклонников динамичной езды такая переделка – лишь первый
шаг. Чтобы сделать тормоза еще более цепкими, необходимо доработать и
задние тормоза. Об этой операции мы и расскажем.
Новое – хорошо забытое старое
Как известно, у переднеприводных «зубил» сзади установлены барабанные
тормоза, которые мы рекомендуем заменить дисковыми. Для этого можно использовать
механизмы, снятые с передней оси. При наличии необходимого инструмента,
запчастей и сноровки все работы займут не более четырех часов (см. «Установка
задних дисковых тормозных механизмов»).
После установки новых тормозных механизмов нужно тщательно проверить
все соединения и прокачать тормозную систему, удалив из нее воздух. Проверить
эффективность торможения после модернизации лучше на свободном от автомобилей
участке дороги – например, на большой и пустынной площадке.
Преимущества доработки очевидны: задние дисковые тормоза (ЗДТ) мгновенно
реагируют на нажатие педали. Задняя ось не остается пассивной, а активно
помогает тормозить «передку». Качество замедления существенно улучшилось!
Придется учить заново
И все же, несмотря на все плюсы, стоит отметить, что такая тормозная
система работает не идеально. Обусловлено это неправильным распределением
тормозных усилий, при котором задние механизмы «перетормаживают». Это
происходит из-за того, что на обеих осях установлены тормозные цилиндры
равного диаметра. Регулировкой стандартного «колдуна» (регулятора тормозных
усилий) исправить такой недостаток нельзя. Между тем, данный алгоритм
работы тормозной системы опасен тем, что можно неожиданно сорвать автомобиль
в занос. Чаще это случается при торможении на скользком покрытии или при
непрямолинейном движении.
Но огорчаться не стоит – «научить» новую тормозную систему правильно
работать довольно легко: необходимо лишь установить новый регулятор тормозных
усилий, который уменьшит давление жидкости в тормозных цилиндрах задних
дисковых механизмов.
Для этого можно использовать детали, предназначенные для автоспорта (стоимостью
от 129 евро), или же воспользоваться отечественным регулятором, который
применяется на классических «Жигулях». Преимущество «копеечного» регулятора,
несомненно, в стоимости – 45 грн. за образец российского производства
(тормозные усилия распределяются изначально в пропорции 70% на переднюю
ось и 30% на заднюю). Импортный регулятор тормозных усилий позволяет перераспределять
давление тормозной жидкости по осям прямо из салона, т. е. усилия торможения
можно регулировать в движении.
Производя данную модернизацию, нужно помнить, что к задним дисковым механизмам,
позаимствованным с передней оси, нельзя подстыковать стандартный трос
«ручника». Решить эту проблему можно путем установки гидравлического стояночного
тормоза, задействующего тормозную систему автомобиля. Он намного долговечнее,
чем тросового типа, ведь здесь нет растягивающегося со временем металлического
троса.
Установочный комплект | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
![]() |
Буква закона | |
| |
![]() |
Установка задних дисковых тормозных механизмов | |
| |
![]() |