Три основных правила для владельца современного дизельного авто
Любой автомобиль, «обслуживая» своего владельца, нуждается взамен в определенном отношении к себе. Машины с дизелями часто могут быть более требовательны в вопросе выбора АЗС, ведь цена за эксплуатацию на некачественном дизтопливе бывает очень высока. Впрочем, есть три основных правила для владельца современного дизельного авто. Как три кита, они являются залогом безотказности и долговечности двигателя этого типа.
Как выбрать правильный сервис
Один из ведущих поставщиков дизельных систем питания на мировой рынок компания Bosch имеет более 3700 СТО дизельной специализации. Чтобы защитить клиентов и свою продукцию от некачественного ремонта в кустарном сервисе, ею разработана система Bosch QualityScan.
Защита предусматривает создание истории эксплуатации каждой конкретной форсунки и каждого насоса Common Rail, заглянуть в которую может любой автовладелец со смартфоном. Кодированный идентификационный элемент привязывает каждый узел к всемирному банку данных Bosch и несет в себе информацию об индивидуальных рабочих характеристиках компонента.
Во избежание подделок и вмешательств в систему все сведения об операциях с форсункой или насосом попадают в базу данных только через диагностический стенд Bosch EPS 815 или EPS 708. Это оборудование (кстати, ценой около 200 тыс. евро) доступно только сертифицированным дизельным СТО – «Bosch Дизель центр» и «Bosch Дизель сервис».
Раз в год немецкие инженеры проводят аудит этих украинских предприятий. Восстановленный под присмотром QualityScan узел получает год гарантии, как и новый. При этом цена ремонта вдвое ниже, чем на новое изделие. Благодаря обменному фонду клиент не должен ждать окончания ремонта – он получает восстановленный узел сразу.
Топливо
Чистое топливо – первое условие долгой и беспроблемной службы дизеля. От механических загрязнений страдают в первую очередь инжекторы системы питания Common Rail – так называют специалисты форсунку современного дизеля. Причина – в особых характеристиках инжектора. В этом узле есть высокоточные детали (допуски не более двух микрон), которые отвечают за ход запорного клапана от 0,03 мм и его работу с давлением топлива до 2500 бар.
Диаметр отверстий распылителя составляет порядка 0,3 мм. Но грязное топливо опасно прежде всего не тем, что из-за него могут засориться тончайшие каналы инжектора – риск здесь в другом. Малейшие твердые частицы, прорвавшись через фильтры, подаются в распылитель вместе с топливом под давлением около 2000 бар.
В седле клапана форсунки, где поток топлива резко меняет направление, твердая частица, будучи тяжелее топлива, не вписывается в узкое место и с силой ударяет по седлу. Оставленная ею микроцарапина тут же становится причиной завихрений потока топлива. Вкупе с его пульсациями при открывании клапана это вызывает кавитацию – разрывы жидкости, сопровождающиеся гидроударом и разрушением поверхности.
Царапина превращается в раковину, которая увеличивается и нарушает плотность клапана и факел распыла топлива. Форсунка начинает «лить», нарушать смесеобразование, и мотор работает нештатно. Инжектору требуется серьезный ремонт.
Сервисмены
Смелость ремонтировать прецизионные узлы систем питания Common Rail берут на себя не многие мастерские, но еще меньшее их количество готово произвести в самом деле качественный ремонт.
Один из решающих факторов – обученный, опытный и ответственный персонал СТО. Леденящие душу истории о простейшей операции – замене фильтра, обошедшейся владельцу дизельной легковушки в две тысячи евро (мастера завоздушили систему, из-за чего полностью разрушился ТНВД 4-го поколения), не выдумка, вам их расскажут на любой сертифицированной станции, работникам которой не раз приходилось исправлять огрехи своих горе-коллег – кустарей.
Сотрудники серьезных дизельных центров проходят обучение у производителей автокомпонентов, постоянно повышают свою квалификацию и вместе с СТО подвергаются ежегодному аудиту.
Оборудование
Правильно диагностировать форсунки и ТНВД можно только на специальном оборудовании, которое в лабораторных условиях воспроизводит работу этих узлов в двигателе.
Так, форсунки подключают к магистрали давлением порядка 2000 бар, имитируют их работу на двигателе в различных условиях и затем при помощи электронного оборудования определяют параметры каждого испытуемого экземпляра: плотность клапана, правильность конуса распыления и производительность форсунки в каждом режиме.
Такое оборудование доступно далеко не в каждой мастерской. Один только диагностический стенд стоит около 200 тыс. евро, а к нему еще полагается программное обеспечение и более мелкое оборудование – микроскоп, электронный динамометрический ключ, калибры, приспособления. Но не думайте, что из-за дороговизны оборудования или сложности обращения с ним качественный ремонт аппаратуры Common Rail в Украине недоступен.
У нас есть сертифицированные СТО, где сегодня работают по три, по четыре, а то и по пять вышеупомянутых диагностических стендов. По информации некоторых производителей топливной аппаратуры, всего в нашей стране функционирует около двух десятков мастерских дизельной специализации высокого уровня.