Летний режим движения снимает много ограничений, в частности, в скорости и маневрировании. Вместе с этим появляются дополнительные требования к техническому состоянию машины – и в первую очередь к его тормозам.
Среди причин для проверки тормозов в начале жаркого сезона может быть не только их более частая востребованность. Дело еще и в том, что любой системе требуется периодический обзор, и смена сезонов становится дополнительной возможностью для этого. Тем более что в недавнее холодное время тормоза работали в условиях, способствующих негативным процессам – развитию коррозии, насыщению влагой, разрушению резины и т.д.
Что проверить в тормозах
В современных автомобилях обе тормозные системы, рабочая и запасная (стояночная), непростые и часто завязаны на бортовую электронику, поэтому не все ее проблемы можно определить самостоятельно. Для надежной инспекции тормозов следует обращаться к специалистам. Ведь именно у них есть соответствующие условия, в частности, необходимое оборудование и необходимые диагностические программы.
Итак, что проверить в тормозной системе:
- Наличие ошибок в памяти блоков управления. Через тестер электроника должна показать, не было ли сбоев в связанных с тормозами системах безопасности типа ABS, ESP и т.д.;
- Состояние колодок и дисков (барабанов). Предельный или близкий к предельному износу опасен тем, что переходит в недопустимый без предупреждения. Это может произойти где-нибудь в дальней дороге или просто в нештатной ситуации. Причем остаток толщины фрикционных накладок следует проверить на обеих колодках каждого колеса, ведь колодки в паре могут износиться не синхронно. Остаточная толщина колодок и дисков (барабанов) нормируется автопроизводителем и эти цифры есть в заводской документации;
- Состояние направляющего аппарата колодок. Направляющие, обеспечивающие удержание колодок на суппорте дисковых тормозов, из-за коррозии и грязи могут стать причиной так называемого подвеса колодок. На автомобилях с большим пробегом усугублять проблему может потеря резиновых уплотнителей и пружин. В конце концов это приводит к нештатной работе механизма, которая завершается его отказом;
- Качество тормозной жидкости. Следует отметить, что существует регламент по замене тормозной жидкости и его следует соблюдать. Тормозную жидкость, в зависимости от ее типа, нужно заменять каждые 3-4 года. Дело в том, что эта жидкость имеет свойство с течением времени накапливать в себе влагу. Во-первых, это провоцирует коррозию в цилиндрах гидропривода, во-вторых, это снижает температуру кипения жидкости до критической. То есть тогда педаль может провалиться даже не в горных условиях, а просто посреди большого города;
- Вид металлических трубопроводов гидропривода. О них нельзя забывать, ведь часто механики тщательно контролируют только резиновые шланги, которые действительно стареют быстрее стальных трубопроводов. Однако, если машине уже больше 10 лет, ржавчина “грызет” ее стальные трубки, проложенные под днищем и в районе колесных арок. Соответственно, эти трубки могут без предупреждения утратить герметичность с тем же катастрофическим результатом, что и резиновые шланги. Как только на металлических трубопроводах будет подмечена коррозия, их нужно немедленно заменить. Ведь никто не может сказать, насколько долго зараженный металл будет противостоять “рыжей болезни”, сохраняя герметичность.
- Состояние шлангов гидропривода. Шланги старше 5 лет нужно проверять с особым вниманием, а по возможности следует заменить их превентивно. Нюанс в том, что результат старения резины может проявиться внутри многослойного шланга, а некоторые из таких проблем невозможно обнаружить визуальным обзором. И еще одна коварная особенность этих деталей заключается в надежности соединения собственно резинового шланга с металлическим штуцером-наконечником. Предугадать разрушение этого стыка на старом шланге невозможно.
- Состояние “ручника”. Это ваш аварийный, запасный тормоз на случай отказа основного, поэтому о нем нельзя забывать, особенно на пожилой машине. Стояночный тормоз должен срабатывать синхронно на оба задних колеса и “отпускать” их полностью. Если “ручник” электрический и связан с системами типа содержания машины на склоне, о его состоянии также расскажет та же компьютерная диагностика.
Для полной уверенности в хорошем состоянии тормозов на хорошо оборудованных СТО их проверяют также на стенде типа беговых барабанов. Такое оборудование показывает, насколько эффективно замедляют тормоз автомобиль, а также синхронность срабатывания механизмов каждого колеса. Такой тест важен как с точки зрения безопасности движения, так и в плане определения состояния системы в целом.
Совет от экспертов «Автодом Атлант»
Автопроизводители всегда производят тормозную систему с максимально возможным запасом надежности, так как от нее напрямую зависит безопасность пассажиров авто и находящихся рядом на дороге. Поэтому тормоза служат дольше других важных компонентов и не отказывают даже на старых по возрасту машинах. Это может в определенном смысле притупить бдительность автовладельцев, которые порой не уделяют внимания тормозной системе. Это ошибочно, ведь в этой системе действительно есть почему отказывать, и рано или поздно это произойдет. Поэтому очень желательно, чтобы на машине старше пяти – семи лет опытный автомеханик делал углубленную инспекцию рабочих и аварийных (стояночных) тормозов при каждом обращении владельца на СТО. Понятно, что это потребует дополнительных затрат времени и средств, но их нельзя даже сравнивать с тем ущербом, который появляется при отказе тормозов, скажем, посреди города в час пик или на загородной магистрали.