X

Тихие шестерни

В прошлом номере вы писали о существовании в моторе Xedos 6 шумопонижающих шестерен. Расскажите подробнее, как они работают.

В прошлом номере вы писали о существовании в моторе Xedos 6 шумопонижающих шестерен. Расскажите подробнее, как они работают.

Консультант
Сергей Дьяченко. Технический эксперт компании «АВТО Интернешнл», официального дистрибьютора Suzuki Motor Corporation в Украине

В прошлом номере вы писали о существовании в моторе Xedos 6 шумопонижающих шестерен. Расскажите подробнее, как они работают.

Владимир Н., г. Киев

В приводе газораспределительного механизма 6-цилиндрового мотора Mazda Xedos 6 действительно используются шестерни необычной конструкции. Два распредвала приводятся в движение через шкивы и ремень ГРМ, другие два – через косозубое зубчатое зацепление. Необычную сдвоенную конструкцию имеет ведомая шестерня, которую производитель называет фрикционной. Состоит она из двух шестеренок – основной и торсионной. Основная напрессована на распредвал, а торсионная – свободная и имеет на один зуб меньше, чем основная. Торсионная прижимается к основной с помощью специальной пластинчатой пружины и при работе за счет разности в количестве зубьев постоянно смещается относительно основной.

При работе на холостом ходу из-за малых оборотов распредвалы вращаются с небольшими рывками, из-за чего обычная зубчатая передача становится источником шумов, так как в ней между тыльными, нерабочими, поверхностями зубьев имеется зазор. Торсионная шестерня как раз и выбирает этот зазор, обеспечивая работу зубчатой передачи с натягом. Отсутствие зазора исключает ударные нагрузки, вызванные колебаниями крутящего момента в зубчатой передаче, обеспечивая тем самым снижение шумности привода ГРМ.

Подготовили Юрий Дацык, Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка