Лето – время года, когда автомобиль эксплуатируется наиболее агрессивно, хотя дорожные условия иногда и не способствуют этому, например, во время дождя. Безопасность в таких случаях напрямую зависит от свойств шин.
Лето – время года, когда автомобиль эксплуатируется наиболее агрессивно, хотя дорожные условия иногда и не способствуют этому, например, во время дождя. Безопасность в таких случаях напрямую зависит от свойств шин. Вот почему в преддверии летнего сезона мы подготовили тест летних шин размерностью 205/55R16 и с индексом скорости V (до 240 км/ч). Собственно испытания проводили эксперты финской компании TestWorld Ltd. в конце прошлой осени на одном из европейских полигонов, когда температура была подходящей. В список участников, кроме известных марок и моделей (Bridgestone Turanza ER300, Continental ContiPremiumContact 2, Michelin Pilot Exalto, Nokian NRVi, Pirelli P7, Uniroyal rallye 550, Yokohama AVS dB V550), попала и малоизвестная в Украине продукция Marangoni Vanto, Vredestein Sportrac 2, а также новинка от компании Goodyear – шина Excellence, которую презентовали в нашей стране только этой весной. Кстати, шины для таких испытаний предоставляют, как правило, их производители, поэтому иногда продукцию тестируют намного раньше ее официальной презентации и начала продаж. А чтобы убедиться в идентичности предоставленных на тест шин тем, что поступили в продажу, через определенное время проводят повторные испытания продукции, купленной в магазине.
Программа испытаний по сравнению с прошлогодней практически не изменилась – из нее был изъят только тест на сопротивление качению шин. Обусловлено это тем, что данный показатель в основном влияет на экономичность автомобиля, ресурс шин и, конечно же, их стоимость. На этот раз мы сделали акцент на характеристиках, которые обеспечивают безопасность в различных дорожных условиях. Стоит заметить, что комфортность шин также влияет на безопасность, так как от уровня шумности и передаваемых на кузов вибраций, возникающих на мелких дорожных неровностях, зависит, насколько быстро устанет водитель.
Летом более важны свойства шин, обеспечивающие безопасность при езде по мокрому скользкому асфальту и по поверхности, покрытой слоем воды. А все потому, что аварии, возникающие в результате аквапланирования и скольжения по мокрой поверхности, считаются самыми опасными, поскольку в момент столкновения скорость автомобилей, как правило, выше, чем на сухой дороге. При этом профессионализм водителя не играет особой роли – навыки торможения и руления не способны противостоять законам природы, которые берут контроль над автомобилем, когда шины полностью или почти полностью теряют контакт с дорогой. Поэтому оценки за «мокрые» тесты стали наиболее весомыми. Кроме того, именно на мокрых дорожных покрытиях была предусмотрена расширенная программа изучения характеристик шин. В нее вошли тесты на определение управляемости и сохранения курсовой устойчивости, «цепкости» протектора в поворотах, тормозных свойств на прямой, а также скорости начала аквапланирования как на прямой, так и в повороте.
Стоит отметить, что итоговые оценки получены не только по данным измерительного оборудования, но и на основе ощущений водителей-экспертов. Последние, кстати, делали выводы, не зная, в какую именно модель шин «обут» автомобиль.
Continental ContiPremiumContact 2 |
|
|
Nokian NRVi |
Глубина рисунка: 7,7 мм Дата изготовления: 43-я неделя 2004 г. Страна-производитель: Финляндия Летняя шина компании Nokian, являющейся признанным специалистом по зимним шинам, уверенно заняла второе место. Победу в испытаниях Nokian уступила из-за худших, чем у лидера, показателей устойчивости к аквапланированию и сцепных свойств на мокрой дороге (тормозной путь длинее, чем у лидера, почти на 3 метра). В других видах тестов шина NRVi продемонстрировала практически такие же характеристики, как и победитель. Управляемость как на мокрой, так и на сухой поверхности – одна из лучших в данной группе. На сухом асфальте сцепные свойства хорошие, поэтому автомобиль полностью под контролем. На мокром асфальте даже при появлении заносов поведение машины прогнозируемое. Шины Nokian обеспечивают хорошую курсовую устойчивость на дороге с небольшими неровностями. Компании Nokian следует поработать над устойчивостью к аквапланированию. | | | Управляемость на мокрой и сухой дороге | | Курсовая устойчивость |
| | Аквапланирование в поворотах |
|
Оценка 9,0 балла |
|
|
Uniroyal rallye 550 |
|
|
Pirelli P7 |
|
|
Vredestein Sportrac 2 |
|
|
Bridgestone Turanza ER300 |
|
|
Goodyear Excellence |
|
|
Marangoni Vanto |
|
|
Yokohama AVS dB V550 |
|
|
Торможение с ABS на мокром асфальте |
Торможение на мокром асфальте с ABS со скорости 80 км/ч до полной остановки. Среднее значение выведено по результатам многократных тестов. |
|
|
Устойчивость на мокром асфальте |
Автомобиль двигался по кругу большого трека на максимально возможной скорости. О сцепных свойствах протектора в поперечном направлении свидетельствовало время прохождения одного круга – чем оно меньше, тем лучше шины держат дорогу. |
|
|
Устойчивость к аквапланированию на прямой |
Скорость «всплытия» определялась по тахометру при разгоне автомобиля на трассе, залитой водой. Когда колеса теряют контакт с дорогой и начинают пробуксовывать на слое воды, из-за снижения сопротивления вращению колес обороты двигателя резко увеличиваются. Фиксируемая скорость и является «точкой» начала аквапланирования. |
|
|
Устойчивость к аквапланированию в повороте |
Аквапланирование в повороте проверяли с помощью датчиков бокового ускорения, которые «отлавливали» скорость начала увода автомобиля с заданной траектории. |
|
|
Поперечные сцепные свойства на мокром асфальте |
Езда по мокрому малому треку на максимально возможной скорости с замером времени пробега дистанции. Это время отображает способность шины удерживать контакт с поверхностью дороги в повороте. |
|
|
Курсовая устойчивость |
Три водителя-испытателя проверяли способность шин поддерживать заданную траекторию движения при езде по сухой дороге с небольшими неровностями и многочисленными стыками и трещинами. |
|
|
Управляемость на мокром асфальте |
Управляемость на мокром асфальте проверяли на извилистой трассе. Во время теста водитель оценивал реакции на управление и простоту контроля над автомобилем в экстремальных ситуациях. |
|
|
Управляемость на сухом асфальте |
Управляемость на сухом асфальте определялась при проведении «лосиного» теста (смена полос движения). Водители оценивали по 10-балльной шкале управляемость и устойчивость автомобиля в экстремальных ситуациях на разных скоростях. |
|
|
Комфортность на неровностях дороги |
Уровень комфортности шин оценивался субъективно в результате испытания на дорогах нескольких типов. Поверхности дорог имели различного рода неровности. При этом водители-эксперты оценивали способность шин незаметно поглощать удары при наезде на небольшие неровности (стыки на дороге и т. п.). |
|
|
Акустический комфорт |
В ходе испытаний на акустический комфорт водители субъективно оценивали собственные ощущения от шума, находясь внутри автомобиля. Итоговая оценка представляет собой «среднее арифметическое» выводов, сделанных несколькими водителями. |
|
| |
Виды испытаний | Весомость теста | Bridgestone | Continental | Goodyear | Marangoni | Michelin | Свойства на мокром асфальте | 50% | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 | Торможение с ABS | 15% | 8 | 10 | 8 | 9 | 9 | Устойчивость к аквапланированию на прямой | 15% | 8 | 8 | 7 | 7 | 8 | Устойчивость к аквапланированию в повороте | 10% | 8 | 8 | 7 | 7 | 9 | Поперечные сцепные свойства | 5% | 10 | 10 | 10 | 8 | 9 | Курсовая устойчивость | 5% | 8 | 10 | 8 | 8 | 9 | Управляемость | 40% | | | | | | На мокрых покрытиях | 20% | 7 | 10 | 8 | 7 | 9 | На сухих покрытиях | 15% | 8 | 10 | 8 | 9 | 9 | Стабильность характеристик | 5% | 10 | 8 | 9 | 8 | 8 | Комфортность | 10% | | | | | | Комфорт на неровностях | 5% | 10 | 8 | 8 | 9 | 9 | Шумность | 5% | 9 | 7 | 9 | 8 | 8 | Общая оценка | 100% | 8.2 | 9.2 | 8.0 | 7.9 | 8.8 | Виды испытаний | Nokian | Pirelli | Uniroyal | Vredestein | Yokohama | Свойства на мокром асфальте | 5 | 4 | 4 | 4 | 1 | Торможение с ABS | 9 | 9 | 9 | 8 | 6 | Устойчивость к аквапланированию на прямой | 8 | 8 | 10 | 8 | 8 | Устойчивость к аквапланированию в повороте | 7 | 8 | 10 | 7 | 6 | Поперечные сцепные свойства | 9 | 10 | 8 | 10 | 5 | Курсовая устойчивость | 9 | 9 | 9 | 10 | 5 | Управляемость | | | | | | На мокрых покрытиях | 10 | 8 | 8 | 9 | 6 | На сухих покрытиях | 10 | 9 | 8 | 8 | 8 | Стабильность характеристик | 10 | 7 | 8 | 10 | 7 | Комфорт на неровностях | 8 | 8 | 7 | 8 | 9 | Шумность | 9 | 8 | 8 | 7 | 10 | Общая оценка | 9.0 | 8.4 | 8.7 | 8.4 | 6.9 |
|
Шире или уже?
В прошлом году, тестируя летние шины, мы дополнительно проверили, насколько изношенные шины отличаются по своим характеристикам от новых. В нынешнем тесте было решено попутно убедиться, какая ширина протектора и высота профиля шин является оптимальной в тех или иных условиях.
Автомобильные покрышки становятся все шире – по мнению автопроизводителей, они должны быть максимально широкими и низкопрофильными. Шинники также соглашаются с этим, так как им выгоден рост объема продаж более дорогой продукции. Тем не менее, широкие низкопрофильные шины имеют не только преимущества, но и недостатки. Чтобы доказать это, мы дополнительно протестировали три шины с разной шириной протектора и высотой профиля. Сделали это на примере Bridgestone Turanza ER300, размерностью 185/65R15H, 205/55R16V и 215/45R17Z.
Так какой же вариант предпочтительнее? Оказалось, что все зависит от того, для каких условий эксплуатации приобретается шина. Если более важна устойчивость к аквапланированию, лучше выбирать более узкие модели. А для спортивной езды «насухо» больше подойдут широкие низкопрофильные шины, которые, однако, имеют худшие оценки по аквапланированию и уровню обеспечиваемого комфорта.
Оценка влияния высоты профиля и ширины протектора шины |
Bridgestone Turanza ER300 185/65R15H Шины с узким профилем показали наилучшие результаты в испытаниях на устойчивость к аквапланированию, так как из-за более узкого пятна контакта вода выдавливается из него намного лучше. Сцепные свойства при торможении у них такие же, как и у шин других размеров. А вот сцепление с поверхностью дороги в поворотах значительно хуже. 185-я шина демонстрирует неплохие характеристики, хотя и не обеспечивает отменную курсовую устойчивость по сравнению с шиной 205/55R16V. На мокром асфальте управлять автомобилем с этими шинами легче. Данная продукция получила самую высокую оценку благодаря хорошей устойчивости к аквапланированию, что является очень важной характеристикой. Оценка 8,3 балла Bridgestone Turanza ER300 205/55R16V 205-я 16-дюймовая шина демонстрирует лучшие показатели в испытаниях на шумность, комфортность и курсовую устойчивость, обгоняя как узкую, так и более широкую резину. Сцепные свойства при торможении у шин этой размерности также лучше, чем у их «собратьев». Эта шина устойчивее к аквапланированию, чем широкая модель (215-я), однако проигрывает узкой резине. Удивило то, что по управляемости на мокрой или сухой поверхности она не лучше, чем 185/65R15. Похоже, у шины 205/55R16 наиболее разумный баланс практически по всем характеристиками по сравнению с узко- и широкопрофильными моделями. Оценка 8,2 балла Bridgestone Turanza ER300 215/45R17Z Самая широкая 17-дюймовая шина прекрасно ведет себя, в основном, на сухом асфальте. Сцепные свойства с поверхностью дороги хорошие. Особенно это чувствуется при движении в поворотах. При торможении цепкость широкого протектора хуже, чем у 205-й. В тесте на устойчивость к аквапланированию 215-я уступила и 205-му и 185-му профилям. По показателям комфортности и курсовой устойчивости самая широкая шина показала на удивление хорошие результаты. Тем не менее, она все-таки немного отстает от самой узкой модели. Существенных отличий по показателю шумности не наблюдалось. Оценка 7,4 балла |
|
|
Юрий Дацык
Фото и таблицы TestWorld Ltd.