X

Тепло, сухо, чисто

Участок кузовного ремонта считается наиболее доходным отделением СТО. Но его эффективность во многом зависит от правильной организации сушки окрашиваемых деталей, а качество – от технологии мойки покрасочных пистолетов.

Участок кузовного ремонта считается наиболее доходным отделением СТО. Но его эффективность во многом зависит от правильной организации сушки окрашиваемых деталей, а качество – от технологии мойки покрасочных пистолетов.

Участок кузовного ремонта считается наиболее доходным отделением СТО. Но его эффективность во многом зависит от правильной организации сушки окрашиваемых деталей, а качество – от технологии мойки покрасочных пистолетов.

На СТО окрашенную часть автомобиля обычно сушат в покрасочной камере, соблюдая определенные технологические требования. В этом случае происходит конвекционный теплообмен – разогретый воздух отдает тепло более холодному лакокрасочному слою. Покрытие начинает сохнуть снаружи, поэтому изнутри растворитель испаряется хуже и дольше. В инфракрасных (ИК) сушках направленное электромагнитное излучение прогревает слой краски изнутри – сначала испаряются растворители, и лишь затем полимеризуется верхний слой краски с отвердителем. Это отнимает значительно меньше времени, чем в первом случае.

Инфракрасные «особенности»

В европейских автосервисах время окупаемости одной инфракрасной двухсофитной сушки составляет 6 месяцев (у нас эти сроки увеличиваются из-за различия в стоимости нормо-часа работ). Инфракрасные сушки могут быть длинно-, средне- и коротковолновыми. При ремонте автомобилей используют только коротковолновые ИК-сушки (с длиной волны от 0,76 до 2 мкм). Они могут быть ручными, передвижными и портальными.

Мобильные инфракрасные сушки почти не отличаются друг от друга. Различия могут быть только в степени автоматизации и функциональных возможностях. Для СТО наиболее пригодны именно такие сушки с одним или двумя софитами. Софит – это источник излучения, который представляет собой сложную конструкцию с галогеновыми лампами ИК-излучения, позолоченным рефлектором, вентиляторами охлаждения ламп, воздушными фильтрами и предохранительными сетками. Лампы в софите размещены таким образом, чтобы обеспечить равномерное распределение температуры по просушиваемой поверхности. Механизм охлаждения с помощью вентилятора продлевает срок службы ламп на 20000 часов. Сетка защищает лампы от ударов, а маляра – от контакта с горячими поверхностями.

Для повышения производительности на больших СТО созданы рельсовые системы инфракрасного излучения. Основным преимуществом таких сушек является их мобильность и экономия пространства. Полностью отсутствуют провода, которые могут мешать передвижению сушки по участку подготовки машины перед окраской.

В рельсовых ИК-сушках шарнирный пантограф устанавливается на рельсы, проложенные под крышей или на стенах. Оборудование такого класса размещают как непосредственно в камерах, так и на постах подготовки. Для каждого случая предусмотрены разные варианты рельсовых путей. Рельсовые системы в течение нескольких минут способны высушить окрашенную деталь, подготовив ее к шлифованию (полированию). Такие конструкции обычно делают под заказ, в соответствии с индивидуальной планировкой малярного участка.

Следующая группа – портальные инфракрасные сушки. Они повышают пропускную способность малярки в несколько раз. Эти полностью автоматизированные, компьютеризированные системы – довольно дорогое оборудование, но при расчете окупаемости следует учитывать высочайшую производительность и экономичность. Так, в них при одном проходе включаются только те лампы, которые необходимы для высушивания заданной зоны. В первую очередь такое оборудование должно заинтересовать тех, кто планирует модернизировать уже действующий покрасочно-рихтовочный центр со значительными объемами работ или автосборочное предприятие.

Мойка пистолетов

Возможности инструмента, которым наносят краску, определяет наличие качественного оборудования для его подготовки к работе. Очистка, или, правильнее, мойка покрасочных пистолетов – операция хоть и вспомогательная, но важная и трудоемкая. Выполнять ее необходимо после каждого цикла малярных работ. От правильности мойки пистолета зависит его ресурс, а самое главное – качество окраски.

Как моют эти устройства на отечественных станциях техобслуживания? Очень редко – при помощи специального оборудования. Обычно их бросают в ведро с растворителем, дочищая щеткой. Мелкие детали (форсунки и т. п.) моют в бачке самого покрасочного пистолета. Это грозит загрязнением воздушного канала, большим расходом растворителя, загрязнением окружающей среды (хотя нашего мастера этим не испугаешь). Первой метод очистки окрасочных пистолетов с помощью спецоборудования предложила компания Hedson Teсhnologies. Она разработала для них специальные мойки.

Сам процесс мытья с помощью спецоборудования отнимает считанные секунды. Маляру достаточно положить пистолет в ванну установки и включить ее. Теперь можно идти выполнять другую работу. По завершении процесса остается достать пистолет из установки. Качество моек покрасочных пистолетов зависит от характеристик насосов – они должны быть предназначены специально для использования в устройствах данного типа. Более эффективную очистку обеспечивают мойки, у которых резервуары для размещения пистолетов сделаны в виде круглой ванны. Долговечнее установки, изготовленные методом штамповки без использования сварки.

 Мнение  

Андрей Марченко
Редактор журнала «СПЕЦ»,компания «Автомеханика»

Тема кузовного ремонта всегда была и, судя по сводкам Госавтоинспекции, остается наиболее актуальной для работников СТО. Многие владельцы техстанций задумываются о решении проблемы «очередей», которые возникают из-за низкой пропускной способности кузовных участков. О некоторых способах повышения производительности мы и расскажем в этом материале.

Андрей Марченко
Фото фирм-производителей