X

Свое безопасное место

Детское автокресло – совсем не роскошь, а с недавних пор еще и требование ПДД.

Детское автокресло – совсем не роскошь, а с недавних пор еще и требование ПДД.

Детское автокресло – совсем не роскошь, а с недавних пор еще и требование ПДД. Но купить кресло – лишь полдела: важно его правильно установить.
В этом поможет система Isofix.

Классический способ крепления детского автокресла с помощью трехточечных ремней безопасности имеет важное преимущество – универсальность (ремни безопасности предусмотрены практически во всех автомобилях). Но когда дело доходит до установки, тут же проявляется значительный недостаток – прикрепить автокресло быстро и, что еще важнее, правильно удается далеко не всегда. Даже такие незначительные, на первый взгляд, детали как перекрученный или недотянутый ремень существенно увеличивают опасность травм у ребенка в случае ДТП. Именно для исключения возможности неправильной установки детского автокресла в 1990 году Международной организацией по стандартизации ISO был предложен альтернативный способ крепления – Isofix. В странах Европы он давно используется, в Украине же детские кресла с системой Isofix появились лишь в последние годы.

В чем суть?

В отличие от своих предшественников кресла с Isofix крепятся прямо к кузову автомобиля. Два кронштейна, расположенных в задней нижней части детского кресла, имеют специальные «язычки», которыми они захватывают дужку скобы крепления, расположенного в основании спинки автомобильного сиденья. Жесткий крепеж исключает возможность перемещения кресла по салону авто, что существенно повышает безопасность малыша. Обычно под крепления Isofix рассчитаны два крайних задних места, но есть модели, в которых «изофиксом» оснащены четыре пассажирских места (к примеру, Citroёn C4 Picasso).

За неприметным значком прячутся автомобильные крепления Isofix , которые обычно есть в базе большинства современных авто.

Для повышения устойчивости автокресла с Isofix оснащаются третьей точкой крепления – дополнительным упором в пол салона автомобиля. Его основная задача – снизить нагрузку на основные крепления и уменьшить вероятность «кивка» сиденья вперед при фронтальном ударе. Эту же функцию выполняет и так называемый якорный ремень (Top Tether). Он устанавливается в верхней части спинки кресла и крепится к специальному кронштейну, расположенному на задней панели (или в других местах – в зависимости от типа кузова и модели).

Только правильно установленное кресло гарантирует безопасность при перевозке маленького пассажира.

Все познается в сравнении

Чтобы разобраться в преимуществах и недостатках Isofix, мы провели небольшой эксперимент. В роли тестового экземпляра взяли кресло Recaro Young Expert Plus, которое может закрепляться как ремнями безопасности, так и системой Isofix. На установку платформы этого сиденья в петли Isofix человеку, никогда не делавшему ничего подобного, потребовалось секунд тридцать. При этом большая часть времени пошла на поиски затаившихся между «половинками» заднего сиденья кронштейнов. Два щелчка – и готово. «Зубы» на сиденье намертво вцепились в дужку скобы крепления. Еще одно не отличающееся особой виртуозностью движение, и кресло зафиксировано на базе Isofix. Регулировка кресла и установка дополнительного упора заняла еще минуту. Неплохо. А как насчет установки того же кресла, но при помощи ремня? Задача невыполнимой не стала, но вот только на то, чтобы все было правильно, понадобилось в три раза больше времени и две попытки.

Согласно ПДД перевозка детей ростом ниже 145 см или не достигших 12-летнего возраста запрещена в транспортных средствах, оснащенных ремнями безопасности, без использования специальных средств, позволяющих закрепить ребенка ремнями безопасности (имеются в виду детские сиденья – авт.). Нельзя перевозить малышей на заднем сиденье мотоцикла или мопеда (п. 21.11 «б»).

Выделить лучшего производителя автокресел невозможно, т. к. в арсенале каждого есть конкурентоспособные и эксклюзивные разработки.

С помощью двух «язычков» кресло крепится к вваренным в кузов автокреплениям. Жесткая связь, возникающая при этом, – основной принцип Isofix.

Но главное преимущество системы не в скорости установки. Сдвинуть хоть на сантиметр сиденье с Isofix мы не смогли, в то время как закрепленное на ремнях безопасности автокресло при воздействии человеческой силы (которая в разы уступает силе, действующей на детское кресло во время ДТП) ерзало по тканевой обивке сиденья тестового автомобиля. Такие незначительные, на первый взгляд, перемещения при аварии могут стать причиной серьезных травм у малышей.

Удобно, надежно, но…

Крепление Isofix используется лишь в креслах групп 0+ и 1, которые рассчитаны на детей до 4 лет, вес ребенка ограничен 18 кг. Выдержать более высокие нагрузки (напрямую зависят от веса ребенка) подобные крепления пока не могут.

Третья точка крепления в виде упора в пол или якорного ремня Top Tether в системе Isofix придает креслу устойчивость и уменьшает вероятность его «кивка» при ударе.

Преимущества системы Isofix нашли применение и в креслах групп 2 и 3 (для детей весом от 18 до 36 кг): кронштейны кресла таким же образом соединяются с точками крепления Isofix в автомобиле. Правда, в этом случае Isofix не является креплением как таковым: сиденье с ребенком фиксируется при помощи того же ремня безопасности, а Isofix лишь обеспечивает дополнительное удобство и безопасность. Но даже в этом случае, что подтверждают краш-тесты, защита ребенка увеличивается, так как при боковом столкновении удар лучше демпфируется. Такое использование системы предусмотрено в моделях Romer Kidfix, Britax Evolva 2-3 Isofit, Recaro Monza Seatfix.

.

Все продаваемые в Европе удерживающие устройства должны соответствовать сертификату ECE R44/04 , вступившему в силу в 2009 году.

В креслах 2 и 3 групп, где ребенок пристегивается уже автомобильными ремнями безопасности, сиcтема используется как дополнительный крепеж.

Конечно же, за более надежную защиту приходится платить щедрее. Кресло с Isofix в среднем на 35–40% дороже своих собратьев, практически идентичных по форме, дизайну, используемым материалам. Разница в гривневом эквиваленте составляет 1000–1500 грн. Но стоит ли экономить на безопасности ребенка?

Применение системы Isofix в креслах разных групп

Группа

Вес ребенка

Примерный
возраст ребенка

Способ
установки

Применение
системы

Группа 0

до 10 кг 

до 6 месяцев

Спиной по ходу движения

Не применяется

Группа 0+

до 13 кг

до 15 месяцев

Спиной по ходу движения

Как основное крепление

Группа 1

от 9 до 18 кг

от 9 мес. до 4 лет

Лицом по ходу движения

Группа 2

от 18 до 25 кг

от 3 до 7 лет

Лицом по ходу движения

Как дополнительное крепление к ремням безопасности

Группа 3

от 22 до 36 кг

от 6 до 12 лет

Лицом по ходу движения

Система крепления Isofix

Плюсы

Минусы

  • Простая и быстрая установка
  • Надежная фиксация
  • Невозможность закрепить кресло в неправильном  положении
  • Высокая цена
  • Только для 0+ и 1 групп

Крепление с помощью трехточечного ремня безопасности

Плюсы

Минусы

  • Возможность установки в любом авто
  • Доступная цена
  • Сложность установки
  • Не максимальный уровень защиты
  • Высока вероятность неправильной установки

Владислав Осадчий
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит салон-магазин avtokrisla.com за помощь в подготовке материала