Детское автокресло – совсем не роскошь, а с недавних пор еще и требование ПДД.
Детское автокресло – совсем не роскошь, а с недавних пор еще и требование ПДД.
Детское автокресло – совсем не роскошь, а с недавних пор еще и требование ПДД. Но купить кресло – лишь полдела: важно его правильно установить.
В этом поможет система Isofix.
Классический способ крепления детского автокресла с помощью трехточечных ремней безопасности имеет важное преимущество – универсальность (ремни безопасности предусмотрены практически во всех автомобилях). Но когда дело доходит до установки, тут же проявляется значительный недостаток – прикрепить автокресло быстро и, что еще важнее, правильно удается далеко не всегда. Даже такие незначительные, на первый взгляд, детали как перекрученный или недотянутый ремень существенно увеличивают опасность травм у ребенка в случае ДТП. Именно для исключения возможности неправильной установки детского автокресла в 1990 году Международной организацией по стандартизации ISO был предложен альтернативный способ крепления – Isofix. В странах Европы он давно используется, в Украине же детские кресла с системой Isofix появились лишь в последние годы.
В чем суть?
В отличие от своих предшественников кресла с Isofix крепятся прямо к кузову автомобиля. Два кронштейна, расположенных в задней нижней части детского кресла, имеют специальные «язычки», которыми они захватывают дужку скобы крепления, расположенного в основании спинки автомобильного сиденья. Жесткий крепеж исключает возможность перемещения кресла по салону авто, что существенно повышает безопасность малыша. Обычно под крепления Isofix рассчитаны два крайних задних места, но есть модели, в которых «изофиксом» оснащены четыре пассажирских места (к примеру, Citroёn C4 Picasso).
За неприметным значком прячутся автомобильные крепления Isofix , которые обычно есть в базе большинства современных авто. |
Для повышения устойчивости автокресла с Isofix оснащаются третьей точкой крепления – дополнительным упором в пол салона автомобиля. Его основная задача – снизить нагрузку на основные крепления и уменьшить вероятность «кивка» сиденья вперед при фронтальном ударе. Эту же функцию выполняет и так называемый якорный ремень (Top Tether). Он устанавливается в верхней части спинки кресла и крепится к специальному кронштейну, расположенному на задней панели (или в других местах – в зависимости от типа кузова и модели).
Только правильно установленное кресло гарантирует безопасность при перевозке маленького пассажира.
Все познается в сравнении
Чтобы разобраться в преимуществах и недостатках Isofix, мы провели небольшой эксперимент. В роли тестового экземпляра взяли кресло Recaro Young Expert Plus, которое может закрепляться как ремнями безопасности, так и системой Isofix. На установку платформы этого сиденья в петли Isofix человеку, никогда не делавшему ничего подобного, потребовалось секунд тридцать. При этом большая часть времени пошла на поиски затаившихся между «половинками» заднего сиденья кронштейнов. Два щелчка – и готово. «Зубы» на сиденье намертво вцепились в дужку скобы крепления. Еще одно не отличающееся особой виртуозностью движение, и кресло зафиксировано на базе Isofix. Регулировка кресла и установка дополнительного упора заняла еще минуту. Неплохо. А как насчет установки того же кресла, но при помощи ремня? Задача невыполнимой не стала, но вот только на то, чтобы все было правильно, понадобилось в три раза больше времени и две попытки.
Согласно ПДД перевозка детей ростом ниже 145 см или не достигших 12-летнего возраста запрещена в транспортных средствах, оснащенных ремнями безопасности, без использования специальных средств, позволяющих закрепить ребенка ремнями безопасности (имеются в виду детские сиденья – авт.). Нельзя перевозить малышей на заднем сиденье мотоцикла или мопеда (п. 21.11 «б»).
Но главное преимущество системы не в скорости установки. Сдвинуть хоть на сантиметр сиденье с Isofix мы не смогли, в то время как закрепленное на ремнях безопасности автокресло при воздействии человеческой силы (которая в разы уступает силе, действующей на детское кресло во время ДТП) ерзало по тканевой обивке сиденья тестового автомобиля. Такие незначительные, на первый взгляд, перемещения при аварии могут стать причиной серьезных травм у малышей.
Удобно, надежно, но…
Крепление Isofix используется лишь в креслах групп 0+ и 1, которые рассчитаны на детей до 4 лет, вес ребенка ограничен 18 кг. Выдержать более высокие нагрузки (напрямую зависят от веса ребенка) подобные крепления пока не могут.
Третья точка крепления в виде упора в пол или якорного ремня Top Tether в системе Isofix придает креслу устойчивость и уменьшает вероятность его «кивка» при ударе. |
Преимущества системы Isofix нашли применение и в креслах групп 2 и 3 (для детей весом от 18 до 36 кг): кронштейны кресла таким же образом соединяются с точками крепления Isofix в автомобиле. Правда, в этом случае Isofix не является креплением как таковым: сиденье с ребенком фиксируется при помощи того же ремня безопасности, а Isofix лишь обеспечивает дополнительное удобство и безопасность. Но даже в этом случае, что подтверждают краш-тесты, защита ребенка увеличивается, так как при боковом столкновении удар лучше демпфируется. Такое использование системы предусмотрено в моделях Romer Kidfix, Britax Evolva 2-3 Isofit, Recaro Monza Seatfix.
Конечно же, за более надежную защиту приходится платить щедрее. Кресло с Isofix в среднем на 35–40% дороже своих собратьев, практически идентичных по форме, дизайну, используемым материалам. Разница в гривневом эквиваленте составляет 1000–1500 грн. Но стоит ли экономить на безопасности ребенка?
Применение системы Isofix в креслах разных групп | ||||
Группа | Вес ребенка | Примерный | Способ | Применение |
Группа 0 | до 10 кг | до 6 месяцев | Спиной по ходу движения | Не применяется |
Группа 0+ | до 13 кг | до 15 месяцев | Спиной по ходу движения | Как основное крепление |
Группа 1 | от 9 до 18 кг | от 9 мес. до 4 лет | Лицом по ходу движения | |
Группа 2 | от 18 до 25 кг | от 3 до 7 лет | Лицом по ходу движения | Как дополнительное крепление к ремням безопасности |
Группа 3 | от 22 до 36 кг | от 6 до 12 лет | Лицом по ходу движения |
Система крепления Isofix
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Крепление с помощью трехточечного ремня безопасности
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|