
Снег датчику дождя не указ
В дорогих автомобилях «дворники» включает датчик дождя. Как он работает и как реагирует на снег?
![]() | |
| |
![]() |
Датчик дождя – это специальное устройство, предназначенное для активизации системы очистки лобового стекла автомобиля при попадании на него воды (дождя, грязи). В наше время эта опция доступна не только владельцам дорогих моделей. Такие датчики устанавливаются на Mazda3, Renault Clio и Megane II, Nissan Micra и ряд других машин в качестве базового оснащения или как дополнительное оборудование. В России продается комплект «датчик дождя» для установки на автомобили ВАЗ, ГАЗ и АЗЛК по цене около 130 у. е.
(с тестером для настройки и проверки). Устройство не только автоматически включает стеклоочистители, когда начинается дождь, но и выключает их, как только вода с лобового стекла удалена. Сигнал от датчика может использоваться для автоматического закрывания окон и люка с началом осадков.
Принцип действия датчика основан на сравнении информации о характере преломления света на границе стекла с воздухом или водой. Помогают в этом свето- и фотодиод. В сухую погоду лобовое стекло автомобиля на границе сред (стекло – воздух) отражает больше света, чем при атмосферных осадках. Если на нем появляется пленка воды, характер преломления лучей света на границе двух сред (стекло – вода) изменяется, часть излучения в результате преломления уходит в слой воды, и интенсивность отраженного светового потока снижается. Чем слабее свет, тем меньше ток, вырабатываемый фотодиодом (меньше уровень сигнала). Как только
уровень сигнала падает ниже установленного значения (на стекле воды больше, чем допустимо), устройство активизирует стеклоочиститель.
В датчиках могут использоваться свето- и фотодиоды как работающие в диапазоне видимого света, так и использующие инфракрасное излучение.
При попадании на стекло снега до момента его таяния устройство не срабатывает. По оптическим характеристикам снег отличается от воды, и сигнал на включение стеклоочистителей не подается. После таяния снега «дворники» включаются. Это защищает щетки от износа, а механизм привода – от повреждения.