Скотч вместо винтов
Слышал, что сейчас автопроизводители крепят детали салона не саморезами, а липкими лентами. Расскажите подробнее, что эти ленты из себя представляют и для чего используются?
| |
В настоящее время разработаны технологии, позволяющие заменить механические крепления (винты, заклепки, скобы и т.д.) клеевыми. К ним относятся акриловые ленты высокой прочности Scotch VHB. Основа такого скотча – вспененный акриловый полимерный материал, на который с двух сторон нанесен клеящий состав. Его используют для крепления деталей интерьера и экстерьера автомобилей, уплотнителей из пластика и резины и даже для приклеивания алюминиевой обшивки к стальному каркасу. С их помощью также соединяют детали, которые подвергаются значительным механическим нагрузкам – например, противоизносные накладки из нержавеющей стали на алюминиевую поверхность закрылков самолетов (Airbus A-310).
Крепежные соединения с использованием лент VHB часто оказываются прочнее и удобнее, чем традиционные резьбовые. Такие двухсторонние скотчи повышают качество сборки, ускоряют и упрощают этот процесс, а также улучшают внешний вид соединенных изделий. Есть несколько десятков разновидностей акриловых лент на основе вспененных полимеров (полиэтилена, полиуретана, неопрена), предназначенных для долговременных соединений. Они отличаются высокой прочностью на сдвиг, температурной стойкостью и долговечностью.
Основа лент эластичная, что позволяет склеить как гладкие, так и шероховатые поверхности, а также жесткие детали, подвергающиеся температурным деформациям. Для компенсации шероховатости и неровностей стыкуемых поверхностей применяются ленты разной толщины – от 0,25 до 3,0 мм. Часто при склеивании прозрачных материалов или цветных металлов важно, чтобы линия соединения была незаметна. В этом случае используются прозрачные акриловые ленты или с основой такого же цвета, как и деталь.
Клеевое соединение деталей, получаемое при использовании акриловых лент, устойчиво к воздействию влаги, растворителей и ультрафиолетового излучения. Кроме того, оно нетоксично, не подвержено воздействию технических жидкостей, топлив и масел, выдерживает циклические температурные воздействия в интервале от – 50° до + 65°С.