
Сергей Сапегин: А-95 может стоить 14 гривен!
Эксперт рынка нефтепродуктов, отвечая на вопросы читателей сайта аutocentre.ua, делает неутешительные прогнозы относительно цены топлива в нынешнем году.
Эксперт рынка нефтепродуктов, отвечая на вопросы читателей сайта аutocentre.ua, делает неутешительные прогнозы относительно цены топлива в нынешнем году.
Какова истинная причина повышения цен на бензин и другие нефтепродукты?
Сергей Сапегин: Причин, как всегда, много – внешние (ситуация на мировых рынках нефти) и внутренние – система налогообложения и соотношение спроса и предложения. Существует и сезонный фактор в ценообразовании – зимой объемы потребления ниже, поэтому для сохрания прибыли операторы рынка поднимают цену.
Когда цена нефти взлетела до 140 долл., бензин в Украине стоил меньше 8 грн. Почему же теперь при цене нефти 95 долл. он дороже 8 грн.?
С. С.: В нашей стране выросли акцизы. Но главная причина – покупатель согласен с этой ценой, раз приобретает топливо за такие деньги.
Как скажется на украинских водителях введение ввозной пошлины на импортные бензины?
С. С.: Негативно. Денег отдадим больше, а качество в целом по стране ухудшится. Этот налог будем платить мы с вами. Оценки показывают, что это не менее чем 1,5 грн./литр. С качеством ситуация не лучше. Так как импорт сократится, доля качественного топлива снизится.
Повлияет ли на улучшение качества топлива повышение акциза и введение ввозной пошлины?
С. С.: Конечно же, нет. Государство должно контролировать качество продаваемых нефтепродуктов, но оно этого не делает. Более того, в очередной раз продлено действие устаревших стандартов качества топлива, поскольку компаниям дешевле пролоббировать их, чем модернизировать свои заводы и выпускать нормальное топливо. Кроме того, контроль качества требует замены устаревшего оборудования в лабораториях и финансирования, которое из бюджета не выделялось ни в прошлом, ни в позапрошлом году.
Стоимость сжиженного газа «привязана» не к цене нефти, а его «аналога» – бензина А-95, цена которого зависит именно от мировой конъюнктуры.
Какие прогнозы по ценам на пропан? На газ вводят какие-то акцизы? Или продавцы, как всегда, подтянут цену газа к стоимости бензина…
С. С.: На пропан тоже введен акциз в размере 40 евро за тонну, который заложен в цену при его продаже, но опыт показывает, что цена пропана – это примерно половина стоимости А-95. А когда пропан дорожает, снижаются объемы его продаж.
Если НПЗ и их партнеры не могут обеспечить АЗС высококачественным топливом, может, не стоит автопроизводителям выпускать столь нежные, капризные двигатели?
С. С.: Автопроизводители и так поставляют в Украину автомобили с заниженными требованиями к качеству топлива. Это одна из причин, по которым сегодня Украине нет смысла вводить повышенные стандарты качества топлива и отказываться от старых. Ведь половина автопарка в Украине не требует топлива, отвечающего стандартам Евро 4 и Евро 5. Чтобы решить проблему, необходима госпрограмма, предусматривающая не только выпуск и импорт соответствующих высоким стандартам нефтепродуктов и контроль их качества на АЗС, но и стимулирующая автопроизводителей и импортеров завозить, а людей – покупать новые машины, требующие качественного топлива. Но такой программы нет, и велика доля автомобилей, для которых «европейское» горючее не подходит. Административным решением об отмене устаревших стандартов тут не обойтись. Рынок должен быть готов потреблять качественное топливо.
На какой отметке остановятся цены на бензин в Украине в 2011 году?
С. С.: К сожалению, правительство не использует в своей работе экономическое прогнозирование цен на нефтепродукты. 2011 год характерен серьезным переделом украинского топливного рынка. При этом власть будет четко отслеживать ценообразование, не позволяя одним компаниям поднимать цены и закрывая глаза на демпинг других. Эти действия приведут к тому, что цена на рынке будет удерживаться на самом нижнем возможном уровне, который будет формироваться, скажем, мировыми ценами. Если не введут импортную пошлину, а гривня будет стабильной, предположу, что цена А-95 к концу года выйдет на уровень 12 грн./литр. Если же введут импортную пошлину (а могут увеличить еще и акцизы), то к этим 12-ти может добавиться 2 грн. и более. Это, конечно, крайние оценки, и я как потребитель все же рассчитываю, что цены будут ниже.