Регулировка света фар: как сделать это самостоятельно, а когда нужно обращаться к специалистам
На работу фар мы пеняем довольно часто: плохой свет, ничего не видно и т.д. Проблем много, но причина может быть всего-навсего в нарушенных регулированиях. Поэтому довольно часто это можно решить самостоятельно.
Когда говорят о настройке фар автомобиля, то подразумевают прежде всего луч ближнего света. Он важен тем, что не должен ослеплять встречные и попутные машины, а еще хорошо освещать дорогу своему водителю при ограниченных условиях.
Почему возникает потребность в регулировании света фар?
Пучки ближнего света регулируются по двум параметрам: по точности направления вдоль дороги и по углу наклона в вертикальной плоскости. От первой регулировки зависит, не ослепляет ли фара встречных водителей и достаточно ли она освещает правую обочину, к которой водитель “привязывается” взглядом во время движения. Угол наклона фары в направлении вверх-вниз отвечает за “дальнобойность” фары, важную для ее владельца. Также угол наклона влияет на ослепление или ослепление встречных и попутных водителей.
Настройки фар сбиваются по многим причинам: просадка пружин подвески, деформация деталей фары из-за сотрясения на ухабах, установка шин другого размера, незаметные на первый взгляд последствия касания препятствия передком машины. Все эти проблемы предусмотрены конструкторами, и поэтому каждая фара имеет два винта (иногда они похожи на гайки), которые наклоняют и возвращают оптический элемент фары в двух упомянутых направлениях.
Можно ли отрегулировать фары дома?
Надо понимать, что не все современные фары можно отрегулировать в «гаражных» условиях, но хотя бы проверить можно любые. Особое и часто компьютеризированное оборудование необходимо для настройки так называемого адаптивного света, матричных LED-фар и конструкций с автоматической корректировкой угла.
А при регулировке более привычных фар главную проблему составляет не столько собственно смещение пучка света вверх-вниз или влево-вправо, сколько организация “прицела” для его точного направления. Именно этот организационный момент займет больше времени: вам предстоит найти ровную площадку, а рядом с ней гладкую стену, на которой нарисовать несколько линий.
Как отрегулировать фары
В этой операции нет ничего сложного и особый инструмент тоже не понадобится. Но кое-что стоит подготовить заранее. Вам понадобится:
- не менее часа времени в темное время суток;
- рулетка, а лучше две;
- плед, картон со скотчем, старая куртка или что-то, чем вы сможете заслонять одну фару;
- информация о местоположении регулировочных винтов на фаре;
- инструмент в зависимости от конструкции авто – отвертка, шестигранник и т.п.;
- ровная площадка чуть шире автомобиля и длиной около 10 метров;
- ровная и однотонная стена на краю этой площадки.
Перед операцией по проверке фар нужно убедиться, что давление во всех шинах соответствует паспортным параметрам, в самой машине нет тяжелого багажа, а горючего в баке столько, сколько у вас чаще всего бывает. При замерах за рулем должен сидеть сам водитель или человек той же комплекции. Напомним, что здесь речь идет об автомобиле с так называемым асимметричным распределением света типа “европейский луч”, то есть о европейских, корейских, японских и других моделях, выпущенных для европейского рынка. Об американских моделях мы упомянем ниже.
- Установите машину в 5 метрах от стены строго перпендикулярно ей.
- Установите корректор фар (если он с ручной регулировкой) в положение “0”.
- Измерьте фары ближнего света – их высоту над дорогой и расстояние между ними (или от центра решетки радиатора – как вам удобнее). Мерить нужно от оптического центра фары, часто на стекле в этом месте есть точка.
- Перенесите схему расположения фар на стену строго напротив них: точки, обозначающие центры фар, нужно нарисовать на той же высоте от земли и на том же расстоянии от центральной линии машины (от центра радиатора). Соедините эти точки между собой горизонтальной линией – она будет основой для вас.
- Ниже на 5 сантиметров под этой линией проведите еще одну, тоже параллельную земле.
- Включайте ближний свет.
Пятна света фар образуют на стене два сектора, с верхним пределом света и тени в форме двух «галочек», вероятно, давно знакомых вам. Горизонтальная часть «галок» должна проходить по нижней линии на экране. Косая линия левой «галочки», протянувшись вправо-вверх, должна обрываться на центральной вертикальной линии (проходящей через центр радиатора) – в идеале там, где она пересекается с вашей верхней горизонталью. Точки, обозначающие центры фар, должны совпадать с точками, из которых вырастают косые линии «галочок». Проверить и регулировать каждый луч будет проще поочередно, если вторую фару чем-то заслонить.
В режиме дальнего света регулировка проще. Если каждая фара общая для ближнего и дальнего (двухфарное авто), то второй считается автоматически отрегулированным после отладки первого. Если фары отдельные (четырехмарное авто), то в режиме далекого главное, чтобы центры световых пятен совпадали с точками, обозначающими центры фар на экране.
Для большей точности замеров и регулировок расстояние от автомобиля до экрана можно сделать в 10 метров. Но тогда зазор между линиями на экране должен быть не 5, а 10 сантиметров.
Фары “американцев” и другие
Возвращаемся к автомобилям, изготовленным для американского рынка и которых сейчас немало в Украине. С самого начала они имеют другую, американскую систему распределения света. Главное отличие в том, что при ближнем свете луч фар-американок не обрезается в левом верхнем секторе. Соответственно пятно света имеет форму целого, не обрезанного эллипса, а резкого светотеневого предела не имеет. Регулировка фар при западной системе предусмотрена только в вертикальной плоскости, то есть вверх-вниз. Но в Украине эксплуатация таких фар запрещена. Согласно законодательству, при сертификации машины следует заменить оптику в ней. Поэтому подробнее рассматривать настройки “американок” просто бессмысленно.
Отметим, что у некоторых современных европейских фар – например, линзированных и отдельных светодиодных – световые пятна на экране не имеют четко выраженной округлой формы с вырезанным сектором. Но точка, откуда начинается наклонная линия, все равно видна, и она должна совпадать с центром фары.
Совет от экспертов «Автодом Атлант»
Правильно настроенные фары – это вопрос безопасности, причем не только самого владельца автомобиля, но и тех водителей, которые оказываются рядом с ним на дороге.
Между тем даже в машинах с простейшей светотехникой регулировка луча имеет принципиальные нюансы: на первом месте здесь точность расположения автомобиля и его взаимное позиционирование с экраном или диагностическим прибором. Малейшая неточность здесь дает отклонение луча до десяти метров. Поэтому так важно регулировать фары в условиях СТО, причем не любой, а со специально оборудованным постом в сервисной зоне.
Конечно, в домашних условиях оптике тоже можно уделить внимание, но лучше, чтобы это был только контроль. Настройку фар доверьте профессионалам. Ну а о современных фарах с функциями адаптации, автоматического выравнивания и тому подобное не приходится. Их нужно обслуживать исключительно в сертифицированных мастерских, где есть соответствующее оборудование и программное обеспечение, например, как на СТО “Автодом Атлант”.