Проверка качества бензина А-92: «92-й» на Донбассе
Популярность народного «девяносто второго» бензина в Украине продолжает расти. А как обстоят дела с его качеством? Исследовать этот вопрос решили в Киевском институте потребительских экспертиз, для чего провели проверку бензина А-92 по трассе Киев – Донецк – Луганск.
Популярность народного «девяносто второго» бензина в Украине продолжает расти. А как обстоят дела с его качеством? Исследовать этот вопрос решили в Киевском институте потребительских экспертиз, для чего провели проверку бензина А-92 по трассе Киев – Донецк – Луганск.
Успех «девяносто второго» обусловлен тем, что его, не опасаясь, можно заливать не только в авто, выпускаемые в России и Украине, но и в машины американских, корейских и китайских производителей. Допускают использование бензина с октановым числом 92 и европейские модели малолитражек. А стоит он на двадцать-тридцать копеек дешевле А-95. Для многих автомобилистов это серьезный аргумент. Чтобы узнать, как обстоят дела с качеством этого бензина, было отобрано тринадцать проб с «шагом» проверки в 50–60 километров, после чего образцы прошли анализ в аккредитованной государственной лаборатории, расположенной в Киеве.
Под прицел проверяющих попали как «именные» сорта («Укрнафта», Energy, Parallel Perfekt 92), так и «обычные» (АЗС Marshall, «Лукойл», «Формула», «Фактор», Neftek, «Татнефть»). Результаты проверки чем-то порадовали, а чем-то насторожили – ведь 20% проб не соответствовали европейским нормативам.
Октановое число
Первым делом проверили октановое число, характеризующее стойкость топлива к детонационному сгоранию, при котором не только растет расход топлива и снижается мощность, но и происходит интенсивный износ двигателя. По результатам все уложились в норматив, а некоторые образцы показали изрядный запас. Лидером стал Parallel Perfekt 92, оказавшийся «девяносто третьим» (83,2 единицы по моторному методу), хорошие показатели у «Лукойл», «Укрнафта» и Neftek (82,9).
Бензол
По содержанию бензола (разъедает топливную систему) и ароматических углеводородов результаты отличались. Меньше всего его в пробе Parallel Perfekt 92, у «Укрнафты» допустимое количество. У образцов украинского производства («Фактор» и Marshall) его оказалось в два и три раза больше соответственно. Хоть это и укладывается в нормативы старого ДСТУ 4063-2001, но согласно новым стандартам у Marshall зафиксировано превышение в 2 раза.
Сера
Избыток серы – это повышенное нагарообразование, загрязнение топливных форсунок, сокращение срока службы катализатора и более «грязный» выхлоп. «Безразмерный» старый ДСТУ для обычного 92-го нормирует содержание серы до 0,015% (150 мг/кг), а чтобы бензин соответствовал нормативу А-92 Евро видa I, в нем ее должно быть не более 0,001% (10 мг/кг). У «Лукойл», «Формулы», «Фактора», Neftek и «Татнефти» показатель колебался от 7 до 9 мг/кг, т. е. в пределах нормы. У Parallel Perfekt 92 серы обнаружили 6 мг/кг, что соответствует нормам Евро 5. «92-й» Energy от «Укрнафты» содержал 15 мг/кг серы. Это в пределах нормы, аналогичной Евро 4.
Испаряемость
И, наконец, проверили несколько топлив, насколько они летние (должны иметь более тяжелый фракционный состав, чем зимние). Полнота испарения бензина в двигателе зависит от температуры его испарения и конца его кипения. Если температура испарения чрезмерно велика, то бензин не успевает полностью испариться во впускном трубопроводе мотора и поступает в цилиндры в жидком виде, смывая с их стенок масляную пленку и провоцируя ускоренный износ ЦПГ. Также ускоряется нагарообразование в камере сгорания.
Чем больше доля испарившегося бензина, тем больше топлива улетучивается из бака в жаркую погоду, а значит, его расход будет больше. Самым невыгодным в этом отношении оказался бензин на АЗС «Татнефть» (объемная доля испарившегося топлива – 35% об), а самым экономичным – на АЗС «Parallel» (29% об), что обусловлено поставкой на данную автозаправочную станцию бензина класса А, который, как правило, отправляется в страны с жарким климатом. На других АЗС эксперты нашли бензин класса В (тоже летний, но его показатели несколько уступают классу А), и переходной вид класса С.
Данное исследование показало, что все топлива соответствуют старому ДСТУ, только несколько – евростандартам и единицы – самому жесткому Евро 5. Так что выбирать есть из чего, и желательно выбирать лучшее!